Детская свистулька, пылесос и даже... электрические утюги. Это далеко не все «инструменты», звучание которых музыканты мира и Костанайской области добавляют к привычным струнным и клавишным. Для чего им это?
Уточнение
Речь сейчас совсем не о деятелях поп-культуры. Там все просто – четыре аккорда на все повороты, а спецэффекты исключительно для услады глаза и никак не уха. И тексты без заморочек: «О боже, какой мужчина! Я хочу от тебя сына, и я хочу от тебя дочку! И точка, и точка»... М-да... Но мы о другом. О настоящей музыке. Если вдуматься, то именно использование необычных звуков роднит наших музыкантов с теми, чьи произведения знает весь мир. Тут дело не в масштабах. Дело в том, для чего им нужны эти звуки...
В ансамбле учителя музыки Жомарта Нуртазинова есть инструменты, сделанные им из обычных колокольчиков, звонков.
Часть первая:
там и здесь
Саунд-дизайнер радио «КН» Станислав Высочин несколько лет назад сам был участником музыкального коллектива Endorphine (группа живет и творит по сей день). Говорит, что они неоднократно использовали в записи треков звуки, которыми живет и дышит любой город. Приглушенный звон колоколов в церкви, шум улицы... Все это для того, чтобы создать особую атмосферу внутри композиции, наполнить ее жизнью. Может, эти нюансы сможет выделить только ухо профессионала, но даже обычный слушатель подсознательно уловит ее необычность, многослойность...
Станислав рассказал и о том, как известные в мире музыканты используют необычные звуки. К примеру, знаменитая исландская пост-рок-группа Sigur Ros... На электрогитарах они играют смычками (это дает особый звук!), хрустят сломанными ветками, стучат кломпами (голландские деревянные башмаки), вместо ксилофона используют литофон – подобный инструмент, но с пластинами из камня... В сочетании с классическим минималистичным звуком это дает потрясающий эффект: музыку Sigur Ros можно слушать без отрыва, кажется, целую вечность... Лично я эту группу очень люблю. Слушаю, когда нужно успокоить ум, отпустить от себя тревожные мысли и впустить гармонию в душу. И вам рекомендую.
Станислав Высочин темой подобных экспериментов интересовался всерьез. Он считает, что использование дополнительных звуков в музыке только на пользу. Она ведь уже сама по себе часть природы. И наполнение музыки естественными звуками – магия. Главное – не переборщить. И не уйти в звук ради звука. Такое тоже есть. К примеру, нидерландское трио NOISIA в свои композиции включает даже... звук работающего электроприбора для мытья окон.
Но круче всех, пожалуй, Эйфекс Твин – диджей, композитор, музыкальный продюсер. Он не только при записи, но и в своих выступлениях на сцене использовал бытовые электроприборы – утюги, телевизоры, компьютеры. Их шумы и помехи создавали особый фон. Но эксперименты с током на сцене порой заканчивались плачевно – Твина несколько раз било током так, что даже увозили на «скорой».
Часть вторая:
здесь и там
Зима. Мороз. Обычный классный кабинет. В нем раздается «ку-ку». И тут же трель соловья... Это не кабинет биологии. Это кабинет музыки. И необычные звуки в него пришли благодаря удивительному человеку – Жомарту Нуртазинову. Обычный учитель музыки средней школы поселка Ново-Павловка Карасуского района. И необычные инструменты в ансамбле, который он взрастил сам. В ансамбле 12 человек. Школьники. Подробнее о них и об этой замечательной школе мы расскажем в одном из ближайших номеров «КН». Пока скажем только, что этот школьный коллектив в прошлом году занял третье место в областном конкурсе (а ведь в нем участвовали профессиональные коллективы из Костаная и Рудного)! И вернемся к звукам.
«Ку-ку» – это была флейта. А вот с трелью соловья куда интереснее – обычная детская игрушка-свистулька. Ее наполнили водой и – чудо! Настоящий соловей. Это все придумал Жомарт Камбаевич. И это он ввел звучание игрушечного молотка, который пищит от удара, в традиционную партитуру. А еще сделал из обычных колокольчиков, купленных в магазине для рыболовов, инструмент, похожий на национальный казахский конырау. Есть в его коллекции нечто состоящее из звонков – велосипедных, дверных. Интересное звучание, необычный вид. Только названия нет.
Жомарт Камбаевич разводит руками – он придумывал его не для названия, а для того, чтобы расцветить музыку, добавить изюминку. Но оказывается, участники ансамбля уже придумали название этой штуке. Анструмент! Почему? Все просто – на ударных уже несколько лет играет Антон Назаров. Он же ловко управляется со всем этим набором необычных звуков. Антон – анструмент. Логично же.
...О необычных звуках в музыке Жомарт Камбаевич не говорит. Он кивает головой, разводит меха баяна, и ансамбль играет. Зачем говорить об очевидных вещах? Жомарт Нуртазинов знает: звук приходит в общее полотно музыки не для того, чтобы выделить его создателя. Он приходит тогда, когда без него никак. Занимает свое место и вдыхает новую жизнь в привычное произведение...