Тема эта как будто и не новая, но возвращаться к ней заставляют обстоятельства и все новые истории, которые для людей становятся тупиковыми.
История Виктора Пивоварова, к счастью, завершилась благополучно. Но для этого понадобилось ни много ни мало четыре года! Виктор Константинович прописан в Тарановском районе, а работает сварщиком в Рудном. Когда ему исполнилось сорок пять, пошел в Тарановке менять удостоверение личности. В то время этим занимались сотрудники органов юстиции. И тогда, рассказывает мужчина, ему и преподнесли сюрприз – сказали, что по базе данных он уже давно гражданин России.
– Ни в какую Россию я никогда не уезжал, как родился в Рудном, так в этих местах и жил. Но мне сказали, что я оформил документы на выезд в Северо-Казахстанской области. Потом – что в Южно-Казахстанской. Так я ничего и не понял. Как я мог сменить гражданство? И почему в какой-то базе данных фигурирует мое имя?
Как говорит Виктор Константинович, все четыре года, пока тянулась эта канитель, он не мог даже налог за старенький «Москвич» заплатить. И теперь там, наверняка, пеня набежала. Но самая большая потеря – женщина, с которой они прожили шесть лет. Она почему-то решила, что отсутствие документа – его отговорка, чтобы не жениться. И ушла.
Что может с бюрократической махиной сделать простой человек? Ничего.
Сначала Виктор Пивоваров обратился к одному адвокату. Тот в итоге развел руками. Из Астаны, из Минюста, пришел тот же ответ: у заявителя гражданство Российской Федерации. Появился другой адвокат. Пивоваров представил сотрудникам юстиции ответ из консульского отдела посольства России о том, что у него нет российского гражданства. Реакция все та же – в казахстанских формулярах он уже не гражданин республики.
Ситуация начала меняться, когда адвокат от имени Виктора Константиновича написала заявление в Генеральную прокуратуру, а оттуда эта бумага пришла в прокуратуру областную. Вот тогда-то дело сдвинулось с мертвой точки. Прокуратура отреагировала однозначно – налицо нарушение конституционных прав человека. И вынесла предписание теперь уже управлению миграционной полиции (с середины прошлого года функция документирования населения вернулась из Минюста в МВД) в срочном порядке оформить Виктору Пивоварову удостоверение личности.
– К нам до этого Пивоваров не обращался, – говорит и.о. начальника управления миграционной полиции ДВД Кайрат Дутпаев. – Но предписание прокуратуры, не скрою, очень помогло. На местах мы лишь собираем документы, которые затем передаются в МВД, где имеется полная база данных. Когда мы передавали туда бумаги Виктора Константиновича, то вложили в дело и предписание прокуратуры.
Понятно, что никто так и не может ответить на вопрос, как вообще Пивоваров попал в черный список. Но в этой связи мне вспоминается ситуация с присвоением ИИН – индивидуальных идентификационных номеров. Они присваивались также Минюстом. Так вот, многие потом обнаружили, что в ИИН женщина сделалась мужчиной, что даты рождений внесены неправильно. И это повлекло за собой кучу проблем с теми же банками. Посыпались жалобы, на которые областной департамент юстиции не знал, что отвечать. Людям предложили просто смириться с этими ошибками – такова база данных. Если внести в нее хоть одно изменение, она просто рассыплется.
Между тем, по словам Кайрата Дутпаева, в области найдется еще два-три десятка человек, которые либо не имеют никаких документов, либо живут со старым красным паспортом. Надежда Калашникова из Федоровского района уже и в администрацию Президента писала, а дело не сдвигается. В ее формуляре есть отметка, что она российская гражданка. Женщина божится, что всегда жила в Казахстане. Игорь Маслов, которому уже дважды выдают временные документы, при поддержке правозащитников даже в суд обращался по поводу бездействия органов миграционной полиции.
Как объясняет Кайрат Дутпаев, по существующей ведомственной инструкции, чтобы получить гражданство РК, нужно предоставить справку, что ты не являешься гражданином другой страны. Без этой бумаги МВД вопрос рассматривать не будет. Но на абсолютное большинство таких запросов из той же России, из других бывших республик СССР ответы не приходят. А если и приходят, то такого содержания: между странами нет договоренности об обмене информацией по поводу физических лиц. Пусть эти лица приезжают сами и берут справку. Но как без документа пересечь границу – это никого не волнует.
По мнению руководителя Костанайского филиала Бюро по правам человека Анастасии Миллер, казахстанские уполномоченные ведомства незаконно требуют разного рода справки. Есть закон о гражданстве, есть разные возможности проверить человека.
В миграционной полиции согласны: проблема становится парадоксальной. И ее уже давно надо решать на законодательном поле. Путем амнистии для проблемных товарищей (очень хотелось сказать, граждан) либо давать им удостоверения лица без гражданства. Ну а пока из тупика выбираются единицы. И пишет Виктор Пивоваров (говорит, что от чистого сердца) письмо прокурору области: «Хочу выразить огромную благодарность...» Благодарность – это нормально. Ненормально, когда человек есть и вроде его нет.
Татьяна Башкатова
Коллаж Владимира БЕРЕЗКИНА