Этот совсем не простой вопрос на прошлой неделе прозвучал из уст акима области Нуралы Садуакасова. По его словам, Костанайская область официально по числу тех, кого привлекли к ответственности по коррупционным статьям, в республике в тройке лидеров. Заслуженно ли?
Верните директора
Вернуть директора до последнего продолжали требовать родители учеников четвертой рудненской школы и ее педколлектив. Уже год, как Людмилу Кинзерскую, двадцать три года возглавлявшую учебное заведение с углубленным изучением математики, уволили с ярлыком коррупционера. Как выяснил суд, уволили незаконно.
«Ходим по кругу», – именно так выразилась Людмила Павловна, когда я несколько дней назад спросила, как складываются дела с возвращением ее на директорскую должность.
Для тех, кому эта история внове, скажу, что уволили директора школы после проведения тендера на ремонт учебного заведения. Управление финконтроля не нашло существенных нарушений при подведении итогов этого тендера. Но уже через день прокуратура Рудного обнаружила в документах бумаги, которые участникам конкурса не надо было предоставлять, но они их приложили. А в этих бумагах, грубо говоря, квалификация плотника подтверждалась дипломом механика. Это и дало прокуратуре основание утверждать, что Кинзерская совершила правонарушение, способствующее коррупции. А отделу образования Рудного на основании представления прокуратуры – тут же уволить с должности до этого безупречно работавшего директора. При этом руководитель отдела образования Ильдар Гиззатуллин утверждал, что сделал это, ориентируясь исключительно на представление надзорного органа. Сам он, кстати, на тот момент тоже имел подобное взыскание. Но ему повезло больше, чем Людмиле Павловне – на тот момент еще не действовало положение закона, по которому увольнять следует после первого же правонарушения. Тогда их в течение года надо было набрать два.
22 февраля Людмила Кинзерская прошла последнюю судебную инстанцию, после которой решение суда вступает в законную силу. А оно гласит, что уволили ее вопреки Трудовому кодексу и еще многим позициям законодательства. Следовательно, должность ей надо вернуть?
Этот вопрос после решения суда не решался больше месяца.
Сначала Л. Кинзерской предложили участвовать в конкурсе на должность директора в какой-нибудь другой школе. На что она отреагировала вполне резонно:
– Я не могу разорвать связь со своей школой.
Со «своей» – это не преувеличение. Такой, какая она стала, школу сделала математик Кинзерская. Она не уехала даже тогда, когда в трудные годы ей предложили директорство в одной из школ в Челябинске. И она должна отступить сейчас? Людмила Павловна подала в отдел образования официальное заявление о восстановлении на прежнем месте работы. И получила ответ: предоставьте исполнительный лист. «В суде надо мной просто посмеялись, сказали, что по таким решениям, как мое, исполнительный лист не выдается», – рассказывает Л. Кинзерская. Логично задаться вопросом: а что, юрист отдела образования этого не знал? И почему надзорный орган, очень хорошо осведомленный об этой истории, молчал?
По словам начальника отдела образования Рудного Ильдара Гиззатуллина, в принципе решение суда они выполнили. Приказ об увольнении отменили, соответствующую запись в трудовой книжке педагога сделали. А насчет восстановления в ее иске ничего не было. Немного смешно, не правда ли? Впрочем, сказал И. Гиззатуллин, в минувший понедельник он все же подписал приказ принять на работу директором школы № 4 Людмилу Павловну Кинзерскую. Вы думаете, тут нет разницы и главное, что человек возвращается на свое незаконно отнятое место? Увы, разница есть. Целый год как бы выпадает из директорской биографии женщины. Но это, как говорится, задний план этой истории.
В принципе же, говорит начальник отдела образования, они теперь советуют директорам школ не возглавлять комиссии по проведению разных тендеров. Ведь это только первые руководители рискуют при малейшей неправильно поставленной запятой попасть в разряд коррупционеров.
Нужна единая практика борьбы
с коррупцией
Именно эту задачу поставил прокурор области Абдукадыр Карим на заседании координационного совета правоохранительных органов. В прокуратуре считают, что именно их ведомство эффективнее всего борется с этим общественным злом. А вот другие госструктуры иногда и подножки ставят, «начали уводить своих подчиненных от ответственности». Неправильно ведет себя Дисциплинарный совет, который не всегда поддерживает прокуратуру. «Устойчиво укоренилась коррупция в образовании» – это тоже из доклада зам. прокурора на том же заседании. Оказывается, только в Костанайском районе в коррупционерах 15 директоров школ. За какие «заслуги»? Например, директор одной из сельских школ сам принял заявление от родителей об устройстве ребенка в дошкольный мини-центр. Нет, не в обход очереди, очередей там нет. Он стал «коррупционером» только потому, что не отправил родителей передать ему заявление... через Центр обслуживания населения.
А вот еще факт. В одном из сел Сарыкольского района в школе не было учителя казахского языка. Чтобы его пригласить, нужна была квартира. Жилье купили и тем самым пополнили ряды коррупционеров. А точнее, статистику прокуратуры. Потому что, как выяснилось на том же совещании, в надзорном органе учет идет по выявленным фактам коррупции, а не по тем, что прошли через суд. Что, по мнению председателя облсуда Баглана Макулбекова, абсолютно неправильно. Он отверг претензии к судам, которые далеко не всегда признают правонарушения тех же госслужащих коррупционными. Существует, по его словам, «не разная судебная практика, а разные случаи. Главное – доказанность. Иначе можно принести вред обществу».
Собственно, о том же говорил и аким области Нуралы Садуакасов. И пример он привел тоже очень красноречивый. Десятки госслужащих по области наказали за то, что они якобы неправильно поняли положение программы о направлении молодых специалистов на село (им положены господъемные). Если человек из райцентра едет в отдаленный аул – он подходит под категорию таких специалистов? А это, оказывается, еще вопрос. Ведь большинство даже самых благоустроенных райцентров у нас носят сельский статус.
Кто спорит, что с коррупцией надо бороться? Никто! Вот только о способах стоит поспорить. По мнению председателя совета по борьбе с коррупцией при областном филиале партии «Нур Отан» доктора юридических наук Сергея Жалыбина (он, кстати, и член республиканского совета), нужна в том числе очередная серьезная ревизия нашего законодательства.
Татьяна Башкатова
Фото Сергея МИРОНОВА