Об этом зашел разговор в Мажилисе Парламента РК. Выступая на пленарном заседании палаты, мажилисмен Турсунбек Омурзаков обратился к премьер-министру Серику Ахметову с инициативой разработать такую программу. По его данным, ежегодно в республике подлежит утилизации более 220 тысяч машин. Правда, он, судя по всему, опирается на тот факт, что из трех «с копейками» миллионов зарегистрированных автомобилей лишь 12% произведены не ранее семи лет назад. А по нашим понятиям, согласитесь, трудно назвать древними даже десятилетние машины. Впрочем, мажилисмен вполне уместно ставит вопрос о замене тех авто, которые все-таки выходят из строя, на новые отечественные машины. Тем более что только в прошлом году в Казахстане было произведено свыше 19 тысяч автомобилей.
По этому поводу есть разные мнения. Кто-то считает, что в РК нет такого «народного» автомобиля по доступной цене. Мол, даже «Chance», сходящий с отечественного конвейера, чересчур дорог – около 10 тысяч долларов. При этом на вторичном рынке хорошим спросом пользуются как раз таки машины в ценовом сегменте до 10 тысяч баксов.
Утилизация авто идет без госпрограмм.
Мы связались с президентом Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Андреем Лаврентьевым, который заявил, что есть три серьезных основных положения по утилизации автомобилей в Казахстане. Во-первых, необходимо сформировать законодательную базу по этим вопросам, нужны преференции со стороны государства для создания пунктов по утилизации автотранспорта. Во-вторых, нужно обязательно решить вопросы по утилизации свинца, ртути и взрывоопасных веществ, таких как подушки безопасности, резина. В-третьих, подписать контракты с пунктами утилизации на вторичную переработку, при этом важно определить, где будут перерабатываться компоненты, пусть это будет либо Казахстан, либо Россия, либо Китай.
Только когда весь цикл утилизации будет определен и законодательство будет обязывать автовладельцев по истечении определенного срока утилизировать свой автомобиль, эта программа заработает. На ее реализацию в Казахстане, по мнению Андрея Лаврентьева, потребуется примерно год. В течение этого времени мы сможем концептуально сформировать полное понимание о системе утилизации. Причем глава АКАБ уверен, что такую систему нужно делать.