Ибрагим, Афият и Сафия родились в середине сентября. И сразу стали для Карасуского района историей – это была первая тройня, которая появилась в их регионе. «В истории деторождения Карасуского района появление на свет сразу троих малышей стало сенсацией», – написала местная журналистка Марина Шарипова в одной из областных газет. Но больше всего счастья дети принесли родителям, которые ждали этого чуда долгих десять лет. Динаре пришлось долго лечиться, семья брала кредит, чтобы радость наконец пришла в их дом. Дети, конечно, родились слабенькими, забот – словами не выскажешь. Но у Динары есть мама Зауреш Жулмановна, они живут вместе, и помощь ее незаменима.
Тройне удивлялись и радовались родные, знакомые, соседи. Пришел имам с женой, поздравил, принес подарки. Братья Динары купили детские кроватки, семья соседей Шуриных – два пакета подарков. Так все самое необходимое для малышей и появилось. Но всякий раз пришедшие навестить Газнаевых спрашивали: а акимат вам что-нибудь выделил – деньги или квартиру? Все почему-то считали, что первая в районе тройня – это общий подарок судьбы.
Можно сказать, дожала эту тему Алтын Альжанова. Женщина рассказала, что когда у ее матери после войны родилась тройня, произошло почти что чудо. Из самой Москвы пришла посылка – рулон белой ткани и мешок манной крупы. Как в столице узнали о семье из аула – это не главное. Самое удивительное, что в такое тяжелое время государство сочло возможным помочь!
– Ну как тут не будет ностальгии по тому государству?! – вздыхает Зауреш Жулмановна.
Впрочем, говорит приехавшая в нашу редакцию женщина, живут они небогато, но не так уж плохо.
Полдома, четыре комнаты сейчас уже на семь человек, свое хозяйство. Зять работящий, хороший строитель. Но разговоры и вопросы знакомых по поводу государственной помощи подтолкнули-таки главу семьи Абдуллу пойти в районный акимат: не положено ли что? Семья хорошо знала, что в районе есть общественный фонд, созданный, как они полагали, и для благотворительных целей. Ответа сразу в акимате не дали, Газнаевы ждали его еще месяц-полтора, но потом решили: значит, не положено. Тем более что на тот момент один отказ, из отдела соцзащиты, они уже получили.
В трехмесячном возрасте заболела одна из девочек – Сафия. По словам бабушки, педиатр по их вызову приехать не смогла, назначение сделала по телефону. Кончилось тем, что пришлось малышку везти в областной центр. Только после такого ЧП медики к ним стали приходить более– менее регулярно. А потом заболели все трое малышей. Динара совсем с ними замучилась, тогда-то и решили попросить помощи в соцзащите. Но там ответили, что пожилым помогают, а насчет детей закона нет. Ладно, не положено так не положено. Чтобы не возить зимой детей в поликлинику, Динара, бухгалтер по образованию, научилась делать уколы.
С детским бесплатным питанием внуков, рассказывает Зауреш Жулмановна, с самого начала тоже получилась неувязка. Оказалось, что на тройню его не предусмотрели. Медики объяснили, что надо ждать очередного тендера. Они и это пережили. Знакомый Абдуллы на первый раз привез из города десять пакетов «Малютки» и даже денег не взял.
О том, что Газнаевым живется непросто, многие в поселке знали. И когда в середине января в Карасу был сход, их соседка Ботагоз Шурина задала вопрос: почему не помогаете? Как отреагировал тогда исполняющий обязанности акима Карасуского района (ныне он работает заместителем) Ерлан Балжакаев, я знаю по записям той же журналистки районной газеты Марины Шариповой. Чиновник тут же обратился к руководителю службы соцзащиты, получил ответ – не положено. К главврачу ЦРБ: можно помочь только смесью «Малютка». Ну тогда, если не положена никакая государственная социальная защита и помощь, объявил на тот момент главный руководитель района, тогда найдутся люди, которые помогут.
В этот же день, рассказывает Марина Шарипова, ее вызвали в акимат и поставили задачу: нужно в газете открыть новый социальный проект. Со всех госслужащих – по однодневному заработку. Уже на следующий день руководитель отдела внутренней политики Жанат Исмурзин затребовал у журналистки, по ее словам, текст газетной статьи – для согласования. Проект назвали «От сердца к сердцу». Первой в списке, кому требуется помощь, назвали семью Газнаевых.
Марина Шарипова признается: когда она звонила Динаре Газнаевой, чтобы узнать, на какой счет перечислять деньги, она не сказала, что все будет публично, через газету. Полагала, что, поскольку звонит журналист, то и так все понятно. Однако реакция семьи оказалась неожиданной. Они восприняли сбор денег с народа формой попрошайничества. Семья полагала, что это власть, читай, государство решило оказать им помощь. А здесь, как выразилась Зауреш Жулмановна, получается добровольно-принудительно. С людей, которые сами, возможно, живут от зарплаты до зарплаты.
«Наша мотивация отказа от помощи не столько в благополучии нашей семьи, сколько в обиде за нашу первую в районе тройню. Их появление для власти оказалось тяжким бременем и непосильной ношей, которую и решить-то можно только за счет других», – написали Газнаевы в редакцию. Конечно, они от участия в благотворительном проекте отказались. Я думаю, что скрепя сердце. Потому что, в принципе, помощь им очень нужна. Но им стыдно выступать в роли просителей. Стыдно, говорит та же Зауреш Жулмановна, на улицу выйти. Дети – счастье, ангелы, и чтобы первые шаги внуков по земле были с протянутой рукой...
Наверное, далеко не все поймут эту семью. Сколько нищих сидит на тротуарах, и им не стыдно. Более того, некоторые из этого своего рода бизнес сделали. А Газнаевы отказались. И в районную газету обратились: людей поблагодарили и объяснили, почему от помощи отказываются. Мы бы от государства приняли, говорят. А от простых людей – если те сами захотят. Без публичности, без проекта. Такая вот вызывающая уважение позиция.
Я позвонила в акимат Карасуского района, вышла на начальника отдела внутренней политики. «Без комментариев», – ответил мне Жанат Исмурзин. Моя коллега Марина Шарипова сказала, что накануне Нового года в районе родилась еще одна тройня. И эта семья согласилась участвовать в проекте «От сердца к сердцу».
Такие проекты, наверное, вещь нужная. Только хотелось бы больше поддержать Газнаевых. Ведь сколько сейчас хороших государственных программ запустили, а такой, чтобы поддерживать семьи, вдруг ставшие многодетными, нет.