На фоне баталий за и против модернизации пенсионной системы накопительные пенсионные фонды за последний месяц свои рейтинги подняли.
По данным Комитета финансового надзора Нацбанка на 1 февраля, коэффициент номинального дохода (напомним, этот показатель – средняя величина за последние 12 календарных месяцев) фактически у всех НПФ повысился. Особенно это касается умеренного портфеля, где вращаются деньги работающих вкладчиков. Лидерство по консервативному портфелю – у НПФ Народного банка Казахстана. В аутсайдерах, причем с минусом, здесь «Отан». По умеренному инвестпортфелю самое уверенное положение у НПФ «Астана». Следом за ним – НПФ Народного банка Казахстана и «НефтеГаз-Дем». Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ», на основе которого собираются создавать Единый пенсионный фонд, занимает лишь седьмую позицию. Рядом с ним и «?лар?міт», второй пенсионный фонд с почти стопроцентным государственным участием.
Когда НПФ в прошлом году предложили высказать свою точку зрения на модернизацию пенсионной системы, они, конечно, не ожидали, что это для них бомба, причем даже не замедленного действия. Государство вознамерилось практически разрушить то, что создавалось 15 лет. Председатель правления наиболее успешного на сегодня НПФ «Астана» Андрей Карягин высказал мнение, что такой быстрый и неожиданный поворот может нанести серьезный урон инвестиционной репутации страны. «Уже сейчас, – отмечает он, – новости западных информационных лент пестрят заголовками «Казахстан национализирует пенсионную отрасль». По мнению Андрея Карягина, государству надо было сначала создать единый фонд, показать прекрасную работу и переманить вкладчиков к себе. «Вместо этого сегодня нам предлагается, чтобы все казахстанцы по незабвенному принципу колхоза стали вкладчиками единого фонда», – резюмирует он.
С других баррикад (за ними даже некоторые депутаты парламента) пытаются уличить существующие пенсионные фонды в неэффективной работе. «?лар?міт», в частности, попал под град критики за то, что неосмотрительно еще в 2005-2006 годах инвестировал деньги вкладчиков в строительство железной дороги Шар – Усть-Каменогорск компании «Досжан Темір Жолы». А спустя два года у этой компании начались проблемы с исполнением обязательств. При этом критикующий забыл или просто был не в курсе, что те же облигации тогда купили еще восемь пенсионных фондов, причем по «рекомендации» правительства и под гарантии государства. Вот и думай, кто сработал без пользы для вкладчиков. Будет ли единый пенсионный фонд, который собираются создать при правительстве и под крышей Нацбанка, приносить больше дохода – это главный вопрос, на который никто со стопроцентной уверенностью ответить не может.
Между тем на прошлой неделе вице-премьер Кайрат Келимбетов в интервью агентству «Интерфакс-Казахстан» схематично представил схему передачи пенсионных накоплений под единоначалие.
По его словам, модернизация пенсионной системы будет происходить с одновременной переделкой всей финансовой структуры. В первую очередь, банковской. Сегодня государство фактически владеет капиталами нескольких банков второго уровня. Их акции оно и предполагает обменять на пенсионные активы двух крупных НПФ – «Народного банка Казахстана» и «Грантума». Плюс еще два НПФ уже в руках государства, как уже говорилось, это «?лар?міт» и ГНПФ. За этими четырьмя накопительными пенсионными фондами – две третьих всех пенсионных активов республики. Так что остальные шесть будут выбирать уже из того, что им продиктует государство.
Какая роль во всем этом отводится вкладчикам? Увы, никакая.