Он наступит 26 марта, когда официально заработает новый Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной службы». Закон, по сути, реформаторский.
Его инициатор – глава Агентства по делам госслужбы Алихан Байменов – в интервью одному из республиканских телеканалов открыл маленькую тайну. Когда он заручился поддержкой главы государства, то попросил у него одно – помощи, если противодействие нововведениям со стороны чиновников будет настолько сильным, что он с ним не справится. Слава Аллаху, сказал А. Байменов, когда все только затевалось (а заходов, связанных с реформированием госаппарата, было несколько), неприятие, а точнее, игнорирование инициатив со стороны особенно высоких чинов было намного сильнее. Не обошлось без упоминания и политической воли Президента, понимающего, что успешное продвижение государства зависит от уровня управления и устройства механизма этого управления. Он в Казахстане сейчас (об этом говорят разоблачения последних лет) расшатан коррупцией. А к ней в свою очередь добавляются родовые связи. Уровень коррумпированности настолько высок, что существующий закон с ним не справляется. Президентская партия инициировала и участвует в разработке нового – о противодействии коррупции. Если он получится таким, как задумывается, исчезнут перекосы нынешнего закона и заработают более жесткие нормы. Когда речь идет о законодательных перекосах, то подразумеваются, прежде всего, коррупционные правонарушения, грозящие чиновникам увольнением по самым незначительным, порой формальным поводам. По мнению того же г-на Байменова, эти нарушения логичнее квалифицировать как профессиональные недоработки с вытекающими последствиями.
Повышение качества госслужбы, эффективности государственного аппарата – одна из главных задач дополненного закона. Ее планируется решать в том числе через внедрение прозрачных механизмов поступления на госслужбу, системы оценки и карьерного планирования. Экзамены на квалификационное соответствие грозят теперь большинству чиновников. А вот назначения, которые будут основываться исключительно на доверии со стороны Президента, будут касаться лишь политических госслужащих – высших чиновников. Есть один очень важный момент. Число политических госслужащих уменьшается. Из этой категории, в частности, уходят акимы районов, городов, сельских округов. Они перейдут в разряд административных госслужащих, в так называемый корпус «А». (Есть еще корпус «Б» – рядовые чиновники). С таким делением связано еще одно событие, которое произойдет в ближайшее время – выборы сельских акимов. Они завязаны также на Концепции развития местного самоуправления.
Таким образом, в Казахстане складывается новая модель государственного управления. Есть ли к ней доверие со стороны общества? Вопрос не праздный. Руководитель Агентства по делам госслужбы, говоря о нововведениях, упомянул и такой момент. Речь идет о рекомендации (не совсем понятно, это пожелание или обязательное условие), которую при поступлении на должность предоставляет будущий чиновник. Так вот. Совсем недавно в Агентстве по борьбе с экономической и коррупционной преступностью появился приказ, по которому «при приеме лиц на службу в органы финансовой полиции, а также при перемещении на вышестоящие должности требуются рекомендации от двоих поручителей, являющихся сотрудниками финансовой полиции». Вроде вполне в рамках измененного закона о госслужбе. Однако, по оценкам некоторых политологов, такой подход очень похож на круговую поруку. И не станет ли появившийся из лучших побуждений институт поручителей еще одной кормушкой для корыстных людей? Не со всех ведь чиновников предписано брать подписку «о надлежащем поведении».