Владимир Путин в качестве кандидата в президенты Российской Федерации выдвинул много инициатив, которые вызвали дискуссии в обществе. И на которые откликаются активные граждане соседних держав.
В частности, в одной из своих программных статей Путин заговорил о возрождении рабочей аристократии. По его мнению, надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями. Кроме того, у рабочих должны быть социальные лифты, широкие возможности на рынке труда, не уступающие возможностям управленцев. Как этого добиться, если у нас нет рабочих депутатов, нет связей с международным рабочим движением, если власти не знают рабочих в лицо? На вопрос отвечают эксперты «КН».
«Хорошо забытое старое не всем по вкусу...»
Дмитрий Лёгкий, председатель обкома КНПК, профессор, доктор исторических наук:
– На парламентских выборах 2012 года, пожалуй, только коммунисты включили в партийный список рабочего человека, женщину из Костанайской кондитерской фабрики. В целом же процессы идут обратные, рабочий человек задвинут не только на задворки политических процессов, но и экономических тоже. Как ему оттуда выйти на передовые рубежи, вопрос довольно сложный. Пример лейбористов в Англии показывает, что и там бывшая рабочая партия постепенно сдвигается к капиталистам. Хотя уже в новейшей истории лейбористы не раз одерживали победу на выборах, отстаивая левоцентристские интересы. Пролетариат в качестве гегемона – хорошо забытое старое, которое далеко не всем нравится. Но Путин призывает выходить на новые отношения, при которых рабочий человек займёт достойное место в обществе, не вчерашнее, а сегодняшнее. Чтобы биться за это место не на баррикадах, надо именно власти поднять рабочий класс на высокий уровень.
«Рабочий класс – самый честный класс»
Татьяна Салманова, председатель производственного кооператива «Большевичка»:
– На нашем предприятии можно найти рабочих людей, достойных наград, способных работать в представительных органах, знающих производство и общественную жизнь. Но они живут в довольно узком мирке – и это плохо. Это как раз то, о чём говорит Путин: у них нет социальных лифтов. И это вопрос не отдельного руководителя отдельного предприятия, который день и ночь думает, как удержать производство на плаву, это системный вопрос для власти. Да, рабочий человек не умеет красиво говорить. Он не будет давать невыполнимых обещаний, как это порой делают управленцы. Рабочий класс – самый честный класс. Может быть, в этом и заключается его проблема?
«Только не надо называть пролетариат «его величеством»
Борис Князев, генеральный директор ТОО «Алтынсаринское», депутат областного маслихата:
– Лично я уважаю всех, кто хорошо работает. И специалиста, и механизатора. Уважение и надо ставить во главу угла, а не называть пролетариат «его величеством», как это было всего несколько десятилетий назад. Тот – «величество», этот – «величество», кто же будет работать? Но, соглашусь, если общество развивается, мы не можем закрыть дорогу тем, кто занимается рядовой работой. Это не значит, что всем нужен портфель. Это, прежде всего, высокая заработная плата, хорошие условия труда, это честные взаимоотношения с администрацией, это будущее детей. Рабочий не должен ходить в драных штанах и не сметь высказаться. На мой взгляд, возрождение рабочей аристократии – это тема ближайшего будущего, от которой не спрячешь голову под крыло. Надо каждому осмотреться, оценить реальное положение дел и принимать соответствующие меры.
Ведущая рубрики Людмила ФЕФЕЛОВА