В условиях повышенных мер безопасности 3 февраля открылась 48-я Международная Мюнхенская конференция по вопросам политики безопасности.
В ней приняло участие около 350 высокопоставленных представителей порядка 60 стран, включая глав государств и правительств, более 40 министров иностранных дел и обороны.
Хороша ложка к обеду. Как раз в этом году исполняется 50 лет событию, несколько месяцев кряду державшему весь земной шар в жутком ожидании атомной войны. Имя ему – Карибский кризис. Это когда на Кубе, всего в 150 км от берегов Штатов, Советским Союзом были размещены 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы. Руководитель СССР Никита Хрущев шутливо объяснял своему окружению, что империалистам «надо запустить ежа в штаны». Похоже, что даже люди столь высокого ранга не представляли себе последствий Третьей мировой войны. В Штатах немедленно был созван кризисный штаб. Планировался удар по Кубе с перспективой вероятного перерастания кризиса в глобальный конфликт. Считалось, что Москва дала повод для реализации детально проработанных еще в президентство Эйзенхауэра планов нанесения всеуничтожающего удара по Советскому Союзу и заодно по Китаю. Согласно одному из проектов, лежавших на рабочем столе Эйзенхауэра, в первые часы войны у нас и в КНР должно было погибнуть 195 млн человек.
Разрулить ситуацию удалось лишь на последних моментах противостояния. С тех пор человечество и правительства изрядно поумнели, катастрофы на ряде атомных электростанций научили нас всех видеть тонкую ниточку, на которой держится хрупкий биологический мир.
Но это не значит, что ниточка стала толще и прочнее. На днях министр обороны США Леон Панетта в очередной раз напомнил миру, что существует серьезная вероятность того, что Израиль нанесет удар по ядерным объектам Ирана весной этого года, самое позднее – в июне. Министр добавил, что «США пока не определились, как они будут реагировать, если Израиль все же нанесет удар». Накануне в ряде СМИ появились сообщения о том, что самая мощная из «обычных», неядерных американских бомб 13,6-тонная противобункерная GBU-57 не способна пробить защиту иранских подземных бункеров, где проводятся исследования в рамках атомной программы Тегерана. А ранее шеф военной разведки Израиля Авив Кохави заявил, что Иран имеет четыре тонны низкообогащенного урана, которого при необходимой обработке в течение 2-3 лет может хватить на создание четырех боевых ядерных зарядов.
Американцы не устают следить за Россией, потихоньку обволакивая ее паутиной противоракетной обороны. Есть еще Китай, но этого спящего тигра вряд ли кто решится в ближайшем будущем тронуть, учитывая его военную и экономическую мощь. Любопытны воспоминания советского дипломата В.Фалина, относящиеся к 1991 году. «Повторю, что слышал от Чжао Цзиня, соратника и последователя Дэн Сяопина. Он рассуждал так: «У Китая за плечами 5 тысяч лет. Сколько впереди, никто не ведает. В любом случае, торопиться китайцам не за чем. К 2040-2050 г. мы догоним американцев, а потом превзойдем Штаты. Прямой конфликт с американцами Пекину совершенно не нужен. Ситуация, конечно, может ухудшиться, если кто-то из нас споткнется...»
Ныне КНР контролирует 95% мировых запасов редкоземельных элементов, необходимых для производства электроники. До 45% электронных военных приборов США китайского производства или созданы на китайской электронной базе.
В общем, логика истории и логика современности пока хорошо увязываются и не дают развязаться войне мировой. Возможно, Израиль и Иран тоже сумеют договориться, и отнюдь не под сенью атомного гриба.