В 2010-м и в 2011-м в небе России случилось два авиационных происшествия, которые потрясли мир. И которые имели отношение к Костанаю. Оба они, с разницей в один год, произошли 7 сентября. На этом совпадения заканчиваются.
- 7 сентября 2010 года
Наш Андрей Ламанов!
Аварийная посадка самолёта ТУ-154 М в Ижме стала достоянием учебников для авиаторов.
Заслуженная слава после удачной посадки. |
Через три с половиной часа после взлёта прервался регулярный рейс из аэропорта Полярный в Домодедово (Удачный – Москва). Произошла полная потеря электропитания – отключились бортовые навигационные системы и электропривод топливных насосов. При такой аварии невозможно было достичь не только аэропорта назначения, но и запасного. Экипаж сажал самолёт в бывшем аэропорту Ижма в Республике Коми – из приборов работали только глаза пилотов. Никто не погиб, не ранен, и самолёт вернулся в строй.
Примерно на третий день после этого происшествия Костанай бурно обсуждал новость: НАШ Андрей Ламанов был одним из двух командиров судна (второй – Евгений Новосёлов) – два командира предусматриваются регламентом, поскольку лёту из Мирного в Домодедово 10 часов.
– Когда первый раз после этих событий отец разговаривал с Андреем по телефону, он первым делом спросил, кто был за штурвалом в момент посадки. Андрей ответил, что самолёт сажал он. Отец только кивнул головой, что означало одобрение…
Об этом вскоре после подвига рассказывала корреспондентам «КН» мать Андрея. Старшие Ламановы, костанайцы, Александр Владимирович и Галина Кузьминична, отличаются скромностью. На вопросы журналистов отвечают, но сами не напрашиваются. Даже когда Дмитрий Медведев, на тот момент президент РФ, подписал Указ о присвоении А. Ламанову и Е. Новосёлову звания «Герой России» и вручил высокую награду в Кремле, родители всего лишь вежливо принимали поздравления.
Ваш корреспондент попытался разговорить Галину Кузьминичну накануне второй годовщины посадки в Ижме. Оказалось, Андрей Александрович, уже в звании Героя России, дважды побывал в Костанае. Почти никто об этом не узнал.
– Коллеги его в аэропорту встретили, довольно торжественно это было, и то он смутился. Сказал, что не привык привлекать к себе внимание, – рассказала Галина Кузьминична.
Андрей Ламанов приезжал в Костанай в связи с семейными событиями: юбилей у отца, юбилей у мамы, плюс их золотая свадьба – 50 лет вместе. Встретился, конечно, со своими друзьями, а потом отбыл в расположение всё той же авиакомпании «Алроса Мирный».
Но это не все события. Например, Андрей Ламанов участвовал в церемонии инаугурации Владимира Путина – стоял в первых рядах, а затем был приглашён на банкет. Вскоре Андрей Александрович был принят в партию «Единая Россия». Партийный билет получал в один день и в одном месте с Дмитрием Медведевым. Сначала Дмитрий Анатольевич получил свой партбилет, а потом, уже в качестве партийного лидера, вручил его нашему земляку.
Как будет развиваться карьера Андрея Ламанова дальше? Галина Кузьминична подтвердила информацию о том, что её сын сегодня является членом Высшего совета «Единой России». Список партийной верхушки можно найти в Интернете. Там 91 фамилия – по алфавиту. Губернаторы, главы республик, представители президента в регионах и один лётчик – Андрей Александрович Ламанов. Может быть, он уже не летает? Летает!
Позвонил однажды отцу, спросил, как бы тот поступил, если бы жена настоятельно просила оставить небо. Отец, сам авиатор, думал недолго. Он сказал: я бы ещё полетал! В тон ему ответил и сын: «Вот и я так сказал Маше – ещё полетаю…»э
- 7 сентября 2011 года
Наш Роберт Дитрих…
Как бы хотелось, чтобы авиационное происшествие в Ярославле имело такой же оптимистический финал. Но, к глубокому сожалению, катастрофа Як-42 7 сентября 2011 года унесла жизни десятков талантливых спортсменов. В первые же дни спортивный мир оплакивал гибель выдающегося хоккейного тренера Бреда Маккримона. А мы в Костанае – Роберта Дитриха, уроженца Денисовского района. Ребёнком с родителями он уехал в Германию, где стал серьёзно заниматься хоккеем. Кто знал отца Роберта – Андрея Дитриха – тот знает и о его славном для Костанайской области хоккейном прошлом. Роберт пошёл по стопам отца, но на более высоком уровне.
До и после катастрофы под Ярославлем... |
Наверное, читатели помнят версии этой авиакатастрофы. Виновными называли пилотов, в частности, того, кто «давил на тормозную педаль» во время взлёта. Кстати, «КН» после катастрофы просили прокомментировать эту версию отца Андрея Ламанова, Александра Владимировича, и он в приватной беседе её отверг. А потом и в суде эту версию оспаривали коллеги погибшего экипажа. Но как бы то ни было, самолёт Як-42 разбился в 4 км от ярославского аэропорта Туношна. Высота, с которой машина рухнула в приток Волги, всего-то была 10 метров. Но из 45 человек выжить удалось лишь одному.
После этих трагических событий корреспонденты «КН» побывали в Антоновке Денисовского района, родном селе Роберта. Тогда мы общались с друзьями его родителей – Мариной и Геннадием Яковлевыми. Созвонились с ними и накануне годовщины катастрофы Як-42.
Прошлой зимой Марина и Геннадий побывали на могиле Роберта в городе Кауфбойрен (Германия). Напомним, что нашего земляка хоронили одним из последних – 28 сентября 2011 года. Много времени заняла идентификация останков, транспортировка…
Пусть простят меня мать и отец Роберта за эти термины. Увы, о последствиях авиакатастроф можно говорить лишь на таком жестоком языке. Но пройдёт время терминов, а память о Роберте останется.
Спортивный мир Германии согласился увековечить его имя в зале хоккейной славы, хотя по возрасту он не успел сыграть столько матчей в сборной ФРГ, сколько регламентируется уставом этого зала. Немцы считали Роберта одним из самых талантливых хоккеистов, подающим надежды. Поэтому его 20-й номер теперь выведен из оборота. В сборной Германии уже никто не будет играть под этим номером, он навсегда остался за Робертом Дитрихом.
– Мы приехали в Кауфбойрен месяца через четыре после того, как Роберта не стало, – рассказывает Марина Яковлева. – Нам очень хотелось увидеть своих друзей, сказать слова сочувствия. И в то же время было страшно трогать эти раны…
Друзья разговаривали на посторонние темы, пока не увидели в гостиной портрет Роберта. Он сам подарил его отцу. Это был последний подарок от сына, и он теперь всегда перед глазами близких людей…
Марина заметила, что Мария и Андрей сейчас не так, как раньше, стремятся бывать дома, наслаждаться семейным уютом – дом для них теперь пустой.
– Я спросила: вы, наверное, не всегда дома живёте, а Мария ответила: да мы вообще сейчас, можно сказать, не живём…
Вместе они побывали на кладбище. Марина говорит, что они с мужем постеснялись сфотографировать могилу, не знали, как правильнее в такой ситуации себя вести.
– К тому же пошёл крупный снег, настоящие хлопья стали валиться с неба. И это ещё больше усилило грусть и горечь, которые мы разделили и продолжаем разделять вместе со своими друзьями.
Когда уходили с кладбища, Андрей Дитрих спохватился: надо было сфотографироваться. Он сделал несколько снимков камерой мобильника, пообещал разместить их в Интернете.
– Но потом эти фото мы так и не нашли. А напоминать тяжело…
По словам Марины, родители сначала заказали большой памятник сыну, но в Германии и в этой сфере узаконены определённые стандарты, которые нельзя нарушать. Поэтому, когда они приезжали, памятника ещё не было. Но сейчас, возможно, он уже стоит на могиле Роберта в Кауфбойрене…
Как бы ни было тяжело вспоминать гибель ярославского «Локомотива» и Роберта Дитриха в его составе, не хочется ставить точку на слове «памятник». Даже если это мемориал, который завтра откроется на месте гибели Як-42 в Ярославле. Давайте остановимся на слове «ПАМЯТЬ». Его завтра будут повторять в тех странах и городах, где играют в хоккей. Будет много акций с участием болельщиков. Давайте и мы, хотя бы мысленно, пройдём завтра от центра Ярославля до «Арены-2000», в которой когда-то пассажиры упавшего с неба Як-42 участвовали в блистательных ледовых баталиях. Мы будем идти в полной тишине, как задумано болельщиками. Чтобы даже ТАМ было слышно, как бьётся в наших душах ПАМЯТЬ…
Людмила ФЕФЕЛОВА
Фото Интернет