Ответ точно знает Сабит Коканов (на снимке). Его лаборатория выиграла грант – 30 миллионов тенге на создание отечественной тест-системы по выявлению анаболических стероидов в продуктах. Такого в нашей области еще не было.
Да что там, в Казахстане такой системы до сих пор нет. Так что наша научно-производственная биотехнологическая лаборатория при КГУ в первооткрывателях. Но тест-система нам будет доступна через три года. Столько уйдёт на ее разработку. И тогда испытания станут дешевыми. Как и что есть три года до этого события – об этом мы и говорим с Сабитом Кокановым.
– А ведь многие считают, что определить ГМО в Костанае никто не может...
– Мы можем. У нас есть лаборатория по выделению ДНК, мы выявляем генетические изменения в клетке – это и есть ГМО. Но испытания мы проводим только в научных целях, поскольку аккредитации у нас нет. То есть мы проводим анализы не для того, чтобы запретить продукты к употреблению, таких полномочий у нас нет.
– Почему не аккредитуетесь? Ведь на кону здоровье нации.
– Все упирается в деньги, их у нас нет. Как и спонсоров. Чтобы аккредитоваться, нужно больше миллиона. Тест-система со ста реактивами стоит до 50 тысяч тенге. Их годность – всего полгода. Не думаю, что аккредитация окупится. Если бы производителей обязали проходить экспертизу на наличие анаболиков или ГМО, тогда бы в этом был смысл. Но наше государство этой темой не слишком интересуется. Еще один вариант: если бы потребители не были равнодушны к тому, что едят, и делали тесты для себя, небесплатно опять же. Однако у общества нет страха перед едой. А страх быть должен.
– Ну не скажите, помните, сколько шума было по аргентинскому мясу?
– Мы проверяли его на гормональные стимуляторы роста. Тест оказался положительным. В мясе местного происхождения этой химии нет. Просто в этом вопросе мы еще очень отстаем от Запада.
– В этом случае, наверное, и слава Богу. Если сегодня я поем аргентинской говядины, что со мной будет завтра?
– Ничего. В организме должно накопиться определенное количество. Если постоянно кушать это мясо, ничего хорошего из этого не выйдет. Стероиды сбивают обмен веществ. В итоге как минимум – ожирение, максимум – онкология. Кстати, стероиды мы обнаружили и в импортных окорочках.
– С анаболиками все ясно. А стоит ли бояться ГМО?
– Непременно. Эта сфера до конца не изучена. Нужно наблюдать несколько поколений людей, чтобы сделать точные выводы о последствиях. Но лично я категорически против ГМО.
– Есть ли продукт, который вы никогда не съедите?
– Я отказался от колбасы лет пять назад. Сам работал в колбасном цехе, знаю технологический процесс изнутри. В идеале вареная колбаса делается так: мясо дробят и перемешивают до стадии эмульсии. Потом добавляются специи по ГОСТу. Сейчас же везде добавляется соя, хотя делать этого нельзя. Кило сои, порошок «Вкус мяса» и «Запах мяса», четыре литра воды – так получается 5 кило вареной колбасы.
– Может ли покупатель на глаз определить наличие генномодифицированной сои в вареной колбасе?
– Это невозможно. Раньше можно было определить по консистенции – такая варенка была рыхлой. Сейчас и рыхлость маскируют, добавляя водоросли. Они впитывают влагу, колбаса становится более упругая. Если вам хочется безопасной колбасы, покупайте ту, где видны куски мяса.
– Может ли ГМО присутствовать в молочной продукции? В тех же йогуртах.
– Конечно, в йогуртах ГМО присутствует. Не советую детям покупать привозные йогурты. А вообще, у молочной продукции есть более мощные минусы, нежели ГМО. Чем крупнее страна-производитель молочки, тем больше вероятность, что продукция напичкана химикатами. Я называю это чудесами цивилизации. А еще там запросто может быть антибиотик. Коровы часто болеют маститом. Лечат их антибиотиками. Не дожидаясь распада препарата, берут молоко, которое идет на изготовление тех же йогуртов. Микрофлора организма ребенка привыкает к этому антибиотику, у него вырабатывается иммунитет. То есть лечить его завтра можно будет только более сильными антибиотиками. Но на этот момент молоко никто не проверяет.
– Можете ли вы проводить испытания на коммерческой основе для потребителей?
– Можем. Но акта экспертизы не будет – давать его мы не имеем права. Опять же потому, что мы неаккредитованная лаборатория.
– Назовите продукты, где вы уже находили ГМО.
– Вареные колбасы местных товаропроизводителей (!!!), детское питание, кормовые добавки для домашней птицы «Несушка» и «Рябушка».
– Получается, этикеткам верить нельзя?
– Выходит так. Я дам такой совет: мясо должно быть местное, овощи и фрукты – со своей грядки, молочная продукция – от коровы, которую вы сами содержите. Советую всем отказаться от привозных овощей и мяса. Это небезопасно.
Мы – то, что мы едим. Будьте бдительны. Только нам с вами решать, оставаться людьми или превращаться в анаболик или ГМО.