Стратегический форпост России на Дальнем Востоке стал в конце прошлой недели центром геополитического притяжения стран Азиатско-Тихоокеанского региона и всего мирового сообщества.
До последнего времени остров Русский для многих ассоциировался с российской военной мощью. Но теперь остров, соединенный супермостом с Владивостоком, стал символом перемен в борьбе с международным экономическим кризисом.
Инициативы, исходящие из этого региона, не новы. Еще летом 1986 года советский лидер М.С. Горбачев выступил во Владивостоке с программой расширения международного и экономического сотрудничества в регионе. И вот программы конца 1980-х годов наконец реализуются, правда, в другом формате. С претензиями на глобальную интеграцию и новыми методами борьбы с очередной волной общемирового кризиса. Выбрано удачное место и время. Владивосток далек от эпицентра коллизий по поводу сохранения «еврозоны».
Владимир Путин обрисовал перспективы вселенской интеграции и взаимодействия АТЭС с ЕС (Европа), ЕвразЭС (Евразийское пространство), НАФТА (Северная Америка), АСЕАН (Юго-Восточная Азия) и, что подразумевалось между строк, Меркосуром (Латинская Америка). Призывы к новому витку экономической глобализации показывают возможное единение в борьбе с кризисом всех континентов (за минусом Африки и Антарктиды). В итоговой декларации АТЭС значительное внимание было уделено борьбе с коррупцией в экономической сфере, укреплению финансовой системы и поиску резервных валют.
Предложения форума в плане глобального сотрудничества, несмотря на серьезность намерений, выглядят утопично. Иллюзий не питало и большинство участников, поэтому на саммите важную роль играли двусторонние переговоры. Так, в сферу интересов Таможенного союза (от имени России) наряду с традиционными партнерами Китаем, Японией и Кореей вошли Новая Зеландия и Вьетнам.
Не остался в стороне и Казахстан. Во Владивостоке наше государство не присутствовало, но одновременно с саммитом в Астане прошли переговоры с Узбекистаном и его лидером И. Каримовым, ближайшим соседом и стратегическим партнером в Центрально-Азиатском регионе.
Синхронность переговоров вполне объяснима, поскольку главные инициативы председательствующей в АТЭС Российской Федерации звучали и от лица Единого экономического пространства и Таможенного союза. Президент РФ Владимир Путин во всех своих заявлениях отмечал, что во Владивостоке он исходит из консолидированной позиции участников «интеграционной тройки». Умеренный рост экономик России, Казахстана и Белоруссии после создания Таможенного союза и Единого экономического пространства и есть главный ответ на кризисные вызовы. Будущее создание Евразийского экономического союза, отметил председатель форума, в перспективе позволит соединить экономики АТЭС и Европейского союза.
Что мы можем отнести к положительным результатам саммита? Треугольник АТЭС «Россия-Китай-США» превращается в многоугольник с взаимными интересами. Значительно увеличивается товарооборот с Китаем, начались переговоры о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом. Стремительно развивающийся регион Юго-Восточной Азии привлекателен с точки зрения развития новейших технологий, борьбы с наркомафией, а также мирными инициативами в нераспространении ядерного оружия. Неслучайно во время интервью на форуме президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг не без удовольствия говорил о перспективах сотрудничества страны с АТЭС и Таможенным союзом. АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) будет только усиливать свое влияние в регионе, поскольку ведущий представитель этого интеграционного объединения – Индонезия – станет следующим председателем АТЭС.
Будем надеяться, что инициативы саммита АТЭС позволят Казахстану оказаться в эпицентре новых торговых отношений, на «перекрестке семи дорог» и «Шелковом пути», соединяющем Восток и Запад...