Слова о дружбе скрепили, как водится, подписанием Программы сотрудничества между внешнеполитическими ведомствами на ближайшие два года. Но станут ли подписи двух президентов нечто большим, чем просто обязательства на бумаге? Ведь внешняя политика Узбекистана – как флюгер, отмечают политологи, меняется раз в два-три года, причем достаточно кардинально. После событий в Андижане Ислам Каримов клялся в вечной дружбе России, точно так же публично заявлял некоторым странам и о своей приверженности Западу. В 1999 году Узбекистан приостанавливал свое участие в ОДКБ, аргументировав тем, что договор «не совпадает с военно-политическими интересами страны». Правда, спустя семь лет вернулся в этот блок, а недавно снова приостановил в нем свое членство.
Эти внешнеполитические зигзаги объясняются просто – в стране все зависит от одного человека: от его настроения и взглядов. Если что-то Исламу Каримову не понравится, он вновь может сделать очередной поворот. И после какой-либо угрозы со стороны Запада Каримов, не исключено, опять захочет в ОДКБ. Узбекистан, как своенравный мустанг, дорожит своей независимостью: не стремится к членству в международных организациях, не жалует иностранных инвесторов, стремится избежать размещения на своей территории иностранных баз и объектов, не принимает участия в миротворческих операциях за рубежом.
Может, поэтому за 20 лет дипломатических связей отношения двух стран – Казахстана и Узбекистана – тоже складывались непросто. В экономическом плане Казахстан продолжает играть ведущую роль (что не очень нравится соседу) в Центрально-Азиатском регионе. Об этом говорит немалое количество узбекских мигрантов в Казахстане. Более того, РК входит в пятерку основных торговых партнеров Узбекистана, доля которого в общем товарообороте республики составляет порядка 10 процентов. В Узбекистане действует более сотни предприятий с участием казахстанских инвестиций, а в Казахстане – более 200 с участием узбекского капитала. Но в отличие от свободной продажи продукции соседа на нашем рынке, казахстанская продукция попадает в Узбекистан с трудом. А недавно Ташкент и вовсе установил высокие акцизные налоги на ряд товаров и высокие тарифы на транзит грузов через Узбекистан. Эту проблему, кстати, подняли казахстанские предприниматели накануне визита Ислама Каримова на Совете экспортеров и даже попросили чиновников применить к этой стране экономические санкции.
Однако сегодня, когда сложилась непростая ситуация в регионе и потребность противостоять новым вызовам и угрозам налицо, двум странам не остается иного выбора, как отбросить в сторону прежние разногласия и искать общий язык. Два президента его вроде бы нашли: обозначили перспективные направления двустороннего сотрудничества, обсудили вопросы экспорта и импорта углеводородных ресурсов и распределения водных, а также торговые отношения в рамках Таможенного союза. Президент Узбекистана Ислам Каримов призывал усилить меры безопасности в Центрально-Азиатском регионе в связи с выводом сил коалиции из Афганистана. А Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что Республика Узбекистан – стратегический партнер в Центральной Азии.
Что ж, и Ташкент, и Астана понимают, что они как сообщающиеся сосуды. Дестабилизация ситуации в Узбекистане моментально отразится на Казахстане, и наоборот. Остается надеяться, что ветер перемен в очередной раз не развернет узбекский флюгер на 180 градусов.
Подготовила
Людмила Круглова