Скоро зима, а коммунальный дом в райцентре Денисовка, где проживают Гульнара Кадамбаева и 8(!) ее младших детей (всего у нее их 10), до сих пор без кровли.
Местные чиновники ничего не могут поделать с крышей с начала года. Причем уверены, что вины их в этом нет: с одной стороны, закон не позволяет оперативно решать такие проблемы, с другой – у многодетной мамы характер сложный. Однако, уверили нас в акимате Денисовского района, до конца этой недели крыша будет, а к 1 октября завершится внутренний ремонт, и в доме можно будет жить.
В день приезда журналистов у дома Кадамбаевых не было ни крыши, ни строителей...
Небесная крыша
А пока уже не первую неделю Гульнара Кадамбаева живет у старшей дочери в ее трехкомнатной квартире. Плюс еще 8 младших детей. Легко представить, что спать людям приходится штабелями.
Как такой походный образ жизни может отразиться на учебе детей и работоспособности мамы – представить несложно. Но Кадамбаева говорит, что дети хуже учиться не стали, а сама она – работать. Под небом голубым, то есть под крышей сарая, где ей нередко приходится ночевать (о причинах чуть позже), другая беда – многодетная мама кашляет и боится воспаления легких, один из младших сыновей – девятилетний Абай – долго болел и пропустил в школе год учебы.
В день нашего приезда дом Кадамбаевых был без крыши. Во дворе – стройматериалы. Именно из-за этих досок для крыши Гульнара ночует в сарае – не дай бог, растащат. Не было в день нашего приезда и строителей. Но накануне этой публикации в «КН» многодетная мать сообщила нам, что у нее были гости – приехало районное начальство, из Костаная, прибыли представители правящей партии и, самое главное, бригада строителей. Сейчас они работают. Но почему с начала года власти не организовали банальный ремонт крыши в доме, где живет столько детей? Ведь первое обрушение потолка случилось еще в январе.
Версии о крыше
Итак, в январе на кухне упал потолок. Его сделали – временно. Затем крыша начала рушиться в других местах. Дом стал малопригоден для проживания. Гульнара говорит, что для ЧС домашнего масштаба предпосылкой мог стать отопительный сезон, мол, центральное отопление хорошо работало только в канун визитов в район важных делегаций.
Мебель вынесли в сарай, бытовую технику и компьютер – к дочке Сание. Она работает в школе учителем начальных классов. Получила по госпрограмме квартиру, там теперь и обитает вся большая семья: мама и 9 детей. Десятый ребенок Гульнары – 25-летняя Сауле – живет в Житикаре.
Есть две версии о крыше: автор первой – многодетная мать, авторы второй – чиновники. По словам последних, оперативно отремонтировать крышу им помешал… закон. Дом, в котором живет большая семья, – коммунальный. Крыша начала сыпаться не вовремя. Как снег на голову свалилась в начале года, когда бюджет уже сверстан. Заместитель акима Денисовского района Тимур Рамазанов объяснил, что внести изменения в бюджет можно только после завершения полугодия. Это и сделали, в июле определили сумму – чуть более 2 миллионов тенге. Перед этим комиссия оценивала объем предстоящих работ, затем искали подрядчика. Начальник жилищно-коммунального отдела Ирина Важничая утверждает, что у Кадамбаевой сложный характер, и в районе об этом многим известно, поэтому местные фирмы не соглашались ремонтировать дом. Нашли компанию в Костанае. К тому времени уже завершилось лето…
Крыша акимата
Но стройка отнюдь не вселенского масштаба, утверждают чиновники, двигалась совсем не стахановскими темпами. Ирина Важничая говорит, что специалисты определили: нужен лишь текущий ремонт крыши, а не капитальный, как на том настаивала Кадамбаева. Это, считают чиновники, и стало главной причиной конфликта. По словам власть имущих, многодетная мама заставила бригаду снять всю старую крышу. Мол, скандалы были постоянно, и Ирина Важничая даже написала заявление в полицию, в котором сообщила о том, что Гульнара Кадамбаева ее оскорбляла.
В свою очередь, мама большого семейства говорит, что не представляет, как в ее возрасте и с ее женскими силами она могла физически противостоять бригаде строителей-мужиков, к тому же еще и заставить их снять всю крышу. «У меня нет ружья», – грустно улыбнулась женщина. Стало заметно холодать, а воз, то есть крыша, и ныне не там, где надо – пока в виде стройматериалов, сложенных во дворе. «Я бы хотела сказать акиму района, что нужно посочувствовать такой большой семье, оказавшейся под открытым небом, – говорит многодетная мать. – Тем более что дом – не мой личный, этот дом – коммунальный, принадлежит акимату, поэтому власти должны быть заинтересованы, чтобы он был отремонтирован!»
Семейная история
А как вообще попала семья в этот коммунальный дом? Здесь своя история.
…Гульнара и ее младшие дети прямо во дворе раскладывают на столе кипу грамот, медали. Девочки учатся хорошо, одеты прилично, в общем, как все. А младшие ребята, занимаются борьбой, это их грамоты. Но самые главные в семье Кадамбаевой награды отца – он был в числе первых, кто в 1979 году вступил в военной форме на афганскую землю. Мудрено было сохранить на войне здоровье – и 4 года назад отца большого семейства не стало. Гульнара Кадамбаева говорит, что они с супругом всегда хотели иметь много детей. Табыл был единственным ребенком и не хотел такой участи для первенца, жена Гульнара, наоборот, выросла в многодетной семье и знает, как это здорово. Жена работала в школе, муж – водителем, и пока он был жив, Кадамбаевы никогда ни у кого ничего не просили. Но в день похорон Табыла, рассказывает Гульнара, аким района – четыре года назад это был Анатолий Кушнир – сам приехал к ней в дом в поселок Гришенка (рядом с райцентром). У женщины увлажняются глаза: «Горе такое, я даже не удивилась тогда, это потом осознала ценность таких поступков». Аким Кушнир сразу спросил, чем помочь, и помогал, пока был при должности. Это ему благодарна Кадамбаева за дом. Два года назад акимат купил его в коммунальную собственность, и туда въехала овдовевшая женщина и 10 ее детей. Тогда этот дом выглядел вполне прилично.
Забот выше крыши
Обрушение потолка – наверное, мелочь в масштабах района. Но для многодетной семьи, оставшейся без хозяина, проблема неподъемная. Кому как не власти искать в такой ситуации пути решения? И если чиновники знали, что по закону деньги на ремонт дома в бюджет заложить можно только в июле, почему же еще весной не попытались решить проблему иными путями? Этот вопрос мы задали замакима района Тимуру Рамазанову. Ведь есть, в конце концов, широко распространенная практика – можно напрячь состоятельных предпринимателей под «соусом» социальной ответственности бизнеса. Спрашиваю: вы написали хоть одно письмо предпринимателям? Оказывается, нет. А ведь если бы заместитель акима достал из своего красивого чиновничьего стола кипу бумаг и сказал: «Вот видите, к кому только не обращались!», была бы наглядно видна работа власти с населением. А так она, простите, незаметна, во всяком случае, в доме семьи Кадамбаевых. Там из комнат пока видна лишь переменная облачность осеннего неба.
- Комментарии
Нет оснований для паники
– Мы уже разработали проект по подключению этого дома к газу за счет бюджетных средств, – комментирует аким Денисовского района Виктор Ионенко. – 1 октября я приглашаю вас посмотреть дом. Семья Кадамбаевых для нас важна, у мамы десять детей. Думаю, что все условия для этой семьи созданы. Я не думаю, что у нее есть основания для панических настроений.
– И для радостных оснований нет: скоро снег пойдет, а дом без крыши…
– Да, есть проблема с крышей, но еще два года назад я делал замечания по эксплуатации дома – нужно зимой чистить крышу от снега. Для этого Кадамбаевой было бы достаточно сообщить нам, и мы бы предоставили людей.
Претензии необоснованны
– 14 сентября мы были в доме Кадамбаевой. Подрядчик полным ходом ведет работы, – комментирует зав. общественной приемной КОФ НДП «Нур Отан» Ильяс Жунусканов.
– Мы были днем ранее, строителями там и не пахло. А вы их видели?
– Строителей мы видели, но не в тот момент, когда они работали, они приехали поговорить с Кадамбаевой.
– Претензии Кадамбаевой к властям обоснованны?
– Я видел новые стройматериалы, дом будет отремонтирован до 20 сентября. Думаю, что ее претензии необоснованны. Но я ее понимаю – она думает о детях и бьет в колокола. Мы будем следить за ситуацией.
– То есть это нормально, что с начала года власти не могут сделать крышу в коммунальном доме и большая семья осталась без крова?
– Но сейчас же ведутся работы…
– Логично!
Олег Гурский
Фото Константина Вишниченко