Сегодня в гостях у «Домашнего очага» известный в области хирург заведующий проктологическим отделением Костанайской городской больницы кандидат медицинских наук Владимир Клепацкий.
- Владимир Геннадьевич, 15 лет назад вы первым в области начали делать операции без разрезов. По тем временам это была революция в нашей медицине…
- Действительно, 2 сентября 1997 года вместе с молодыми ассистентами Айдаром Ракишевым и Максимом Михайличенко я сделал первую лапароскопическую холецистэктомию – удалил желчный пузырь без разреза. Для того времени это, конечно же, было ноу-хау. Города республики, в которых делали подобные операции, можно было пересчитать по пальцам. К сегодняшнему дню в городской больнице выполнено около пяти тысяч подобных операций, и можно с уверенностью сказать, что этот метод лечения проверен временем и зарекомендовал себя самым положительным образом.
- Вас пациенты называют хирургом от бога, наверное, о другой профессии никогда и не мечтали?
- Наоборот, я не мечтал о профессии хирурга, медиков у нас в роду не было. В медицину попал, можно сказать, случайно. Поехал поступать в Карагандинский медицинский институт по совету двоюродного брата, который поступил в этот вуз на год раньше меня. В детстве и юности я хотел стать строителем, всегда любил мастерить что-то своими руками.
- Ваша жена тоже врач?
- Да, только Наталья Григорьевна терапевт. Она работает в медицинском центре «Жемчужина». Мы с ней заканчивали один институт, учились на одном курсе. И нас по распределению направили работать в Качар, но, пока наша группа проходила интернатуру, места заняли. Вот ведь удивительные парадоксы времени: раньше хирургов был перебор, найти работу было проблематично. Сейчас же, наоборот, работы хоть отбавляй, а специалистов, к сожалению, нет. Так что по приезде в Костанай мне пришлось поработать и в поликлинике на КСК, и на «скорой».
По нашим стопам пошли и дети. Дочь Ирина - врач-окулист, живет с семьей в Челябинске. Сын Юра живет в Санкт-Петербурге, он тоже врач, хотя в последние годы ушел работать в смежную отрасль – фармацевтическую. У нас трое внуков – Миша, Аня и Антон. Мы по ним очень скучаем, ждем каждой встречи. Разъехались дети, и как-то пусто в доме стало, не хватает детского смеха и привычной суеты.
С супругой.
- Владимир Геннадьевич, вы можете назвать себя требовательным отцом и дедушкой?
- Да, детей я старался держать в строгости, требовал от них дисциплины. А вот пятерок никогда не требовал, мне казалось, если природой даны человеку какие-то таланты, способности, то они рано или поздно обязательно дадут о себе знать. К внукам, конечно, отношение другое. Они далеко, а когда приезжают в гости, стараешься побольше с ними пообщаться, чем-то их порадовать.
- А как начинался ваш роман с будущей женой? Согласны ли вы с социологами, которые называют студенческие браки самыми прочными?
- Браки, заключенные в студенческие годы, думаю, на самом деле прочные. Ведь молодой семье приходится пройти через определенные трудности. К тому же у таких пар, как правило, общие интересы, вот как у нас с Натальей. А это только укрепляет отношения. Мы стали общаться на третьем курсе, правда, обратили друг на друга внимание на одном из вечеров в политехническом институте. На мое приглашение потанцевать она ответила согласием. Так и закружились мы в танце… Недавно отметили 37 лет со дня нашей свадьбы.
- Когда люди столько лет в браке, у них наверняка есть какие-то свои секреты счастливой жизни…
- Да нет, секретов у нас нет. Живем и живем себе, ничего особенного не предпринимая. Просто с пониманием относимся друг к другу, с заботой, но и общие интересы, общее хозяйство, дети - все это, конечно, сближает.
- Помните свою первую совместную квартиру?
- Да, первую трехкомнатную квартиру я хорошо помню, хоть пришлось в ней пожить всего ничего - месяца три, наверное. Была она на КЖБИ, в хорошем микрорайоне, и дали нам ее с женой как молодым специалистам. Так получилось, что не успели мы обжиться в новой квартире, как нас тут же пригласили в ординатуру. Мы поехали учиться в Караганду, а вернувшись обратно, стали жить вместе с тещей Линой Степановной. Вскоре у нас родился сын Юрий, мы с женой по-прежнему много работали, и основные заботы по воспитанию детей взяла на себя теща. За что ей наша сердечная благодарность. Кстати, моя мама Валентина Александровна, которой уже 86 лет, лет двадцать назад перебралась в Костанай из Кокшетауской области – моей родины. А хоть мы с женой уже давно имеем свой дом, все равно иногда вспоминаем счастливую жизнь у тещи.
- Владимир Геннадьевич, вам удалось построить что-нибудь своими руками?
- Желание что-то построить своими руками было у меня всегда, недаром же я мечтал стать строителем. Но со временем оно переросло в увлечение. И дачу я построил сам, причем без помощи профессиональных строителей, от фундамента до конька дом поставил.
- Но ведь это не единственное ваше увлечение…
- Да, есть у меня еще одна страсть – вождение машины. Очень люблю путешествовать на машине, знакомиться с новой местностью, людьми, отдыхать на природе. И честно говоря, люблю скорость, плестись в хвосте не для меня. За рулем я чувствую себя превосходно.
- В знаки судьбы верите? В мистику?
- Не отрицаю ни того ни другого, отношусь к этому с пониманием. Если хочет человек верить, что перебежавшая ему дорогу черная кошка перед важной операцией – плохой знак, то ради бога, я спорить не буду. Отложим операцию на другой день.
- А что для вас значит понятие «уютный дом»?
- Кстати, для меня очень важно, чтобы дом был уютным. И это, в моем понимании, не только запах пирогов в доме и располагающий интерьер, но в первую очередь взаимопонимание и теплые отношения в семье. Самое большое счастье для меня – когда вся моя семья собирается вместе. В такие минуты кажется, что дом начинает жить полноценной жизнью.
- Владимир Геннадьевич, на днях вы отметили 57-летие. Много гостей в этот день собралось в вашем доме?
- День рождения отметили скромно, по-домашнему, жена накрыла стол, собралась родня. Мой возраст меня не напрягает – в каждом возрасте есть свои нюансы, свои плюсы, по-моему, самое главное – не терять интереса к жизни.
- Признайтесь, какое блюдо вам никогда не надоест?
- Могу назвать два таких блюда – деруны со сметаной и холодец. Деруны мне готовит не только жена, но и мама, и теща. Для меня это вкус детства, который не может надоесть.
Деруны со сметаной от семьи Клепацких
1 кг картофеля, 2 яйца, 2 ст. л. муки, 2 ст. л. сметаны, соль и перец по вкусу.
Картофель трём на мелкой тёрке, солим, даём ему немного отстояться, сцеживаем жидкость. Добавляем яйца, перец, всё перемешиваем. На раскалённую сковороду выкладываем ложкой картофельные оладьи и обжариваем с двух сторон. Подаем со сметаной.