Очередные научные интернет-конференции накануне 9 Мая показали: с каждым годом голосов, по-новому интерпретирующих победу над фашизмом во Второй мировой войне, становится все больше. Причем даже на территории СНГ. И это голоса бывших советских аспирантов, ныне выбившихся в профессуру.
Мол, пафосные празднования победы СССР над Германией – не что иное, как пережиток советского прошлого, вот в Европе и в США никакого празднования Дня Победы нет, и лишь 8 мая – в день подписания капитуляции Германии – западные газеты и телеканалы вежливо упоминают это событие. Такими перлами пестрит не только Интернет, но и наукообразные издания. А на телевидении, в том числе российском, появились профессиональные «разоблачители», которые взахлёб рассказывают, что «воевали, де, мы бездарно, сдавались в плен тысячами (как будто это были отрепетированные спектакли), победили лишь потому, что врага завалили трупами», и вообще – «Гитлер был лучше Сталина, потому что убивал не своих, а чужих». Находятся писаки (в том числе в научной среде), обеляющие действия перешедшего на сторону фашистов генерала Власова, «местечковых нацистов» в Восточной Европе и странах СНГ.
Успокаивает одно: на тех же интернет-форумах всё же больше рассуждений здравых. Серьезные исследователи Второй мировой войны заметили некую закономерность. В странах, которые были оккупированы гитлеровской Германией (Франция, Дания, Норвегия, Нидерланды, Польша, Чехия, Словакия, Сербия), День освобождения – это государственный праздник, отмечаемый на высоком уровне. На территориях, которые избежали нацистской оккупации (США, Великобритания), торжества проходят куда скромнее и праздник не имеет официального статуса. Интересно, что в Италии и Германии, где произошла денацификация и дефашизация, отношение иное. В Италии День освобождения от фашизма является государственным праздником. В ФРГ с 2005 года 8 мая также отмечают как День освобождения от национал-социализма.
В Латвии, несмотря ни на что, отметили День Победы.
В странах, которые были сателлитами и союзниками Германии во Второй мировой войне (Болгария, Румыния, Испания, Хорватия, Финляндия, Венгрия, Португалия, Япония), такого праздника и вовсе нет. Вроде бы логично. Но в суверенной Хорватии 9 мая сделали днем памяти хорватских жертв борьбы за свободу и независимость. Правда, речь идёт не о партизанах Броз Тито (он хорват), а о прислужниках фашистов – хорватских усташах, подчиненных Третьему рейху. Исторический факт: этих самых усташей выдали югославским партизанам англо-американские части. Естественно, тогда предателей, не долго думая, казнили. И вот теперь суверенная Хорватия считает пособников гитлеровцев невинными жертвами и даже героями. Надо заметить, что Евросоюз никак не отреагировал на эту новацию «молодой хорватской демократии». Так же как не отреагировал и на циничное празднование новоявленным членом ЕС Латвией в европейский День Победы, 8 мая, «Дня разгрома нацизма и памяти жертв Второй мировой войны». Здесь ветеранами по закону считаются лишь лица, воевавшие в составе латышского легиона СС. А советские партизаны, латыши-красноармейцы, воевавшие против Германии на стороне антигитлеровской коалиции, лишены официального ветеранского статуса. Абсурд!
Надо вспомнить, что в 90-е годы в странах СНГ в угоду западным советникам-советологам отказались не только от военных парадов. В рамках «демилитаризации сознания» в школах отменили уроки начальной военной подготовки, по сути, уроки патриотизма, а в учебниках вдруг обозначился «плюрализм» по отношению к Великой Победе. В России на политическом уровне ради пресловутого «плюрализма» сейчас пытаются реабилитировать власовцев. В Казахстане предлагают уравнять в статусе «жертв войны» заслуженных ветеранов и туркестанских легионеров. Чтобы оценить это явление, надо задаться простым вопросом: а в угоду кому? И главное, как это скажется на патриотизме молодого поколения?