Валерия Полешко костанайцы прежде всего знают как человека, ответственного за коммунальную сферу.
А потому и вопросы чаще ему задавались те, что касаются этой области нашей жизни. Правда, зачастую ему приходилось выслушивать конкретные жалобы и просьбы. Напомним, в минувший вторник в редакции «КН» в режиме горячей линии на вопросы наших читателей отвечал заместитель акима Костаная Валерий Афанасьевич Полешко.
– Здравствуйте, вас беспокоят жители дома по Волынова, 5, и я, Виктор Муштакович ШУКРИ.
– Здравствуйте.
– После недавнего урагана в нашем доме снесло крышу, теперь после каждого дождя всех заливает. ПКСК отказывается ремонтировать, говорит, чтобы делали ремонт своими силами. 80% жильцов нашего дома – пенсионеры. Я в этом доме живу уже 44 года, неужели за все годы, что мы исправно оплачивали комуслуги, нельзя было накопить средства на ремонт? Может быть, город должен обратить внимание на наши проблемы и помочь нам с ремонтом, все-таки крышу сорвало в результате стихии?
– К вам подъедут наш специалист по ЧС, специалист жилищной инспекции и отработают вместе с вашим ПКСК данную ситуацию. Посмотрят, что можно сделать силами жильцов или кооператива. Но скажу честно, в том, что крышу сорвало, наверняка вина не только стихии. Вы крышу хоть раз капитально ремонтировали за те годы, что живете в этом доме?
– Нет…
– Вот вам и ответ на ваш вопрос. Почему же вы считаете, что ее сорвала стихия? А я два года хожу по собраниям, по домам и микрорайонам и объясняю: люди, государство дает деньги на ремонт. На 15 лет. Без процентов. Без залога. На сегодня у нас уже 11 домов по Программе модернизации ЖКХ отремонтировалось, еще 15 ремонтируются. А почему я должен уговаривать?
– Но я же говорю, что у нас в доме проживают в основном старые люди, которые не хотят влезать в эту модернизацию. Это как ситуация с приватизационными купонами, с которыми нас обманули.
– Ну почему же обманули, я мешок сахара взял, и мои знакомые тоже…
– А я ничего не взял.
– А не надо было ждать. И когда про пенсионеров говорят, что им тяжело будет оплачивать модернизацию, я тоже не верю. У меня самого мама живет в доме, где много пенсионеров. Но дело как раз в том, что пенсионеры и не платили бы за ремонт, а платили бы только те, кто работает. Про модернизацию никто не хочет слышать, и лишь когда сносит крышу, взывают к государству. А то, что государство уже давно эти квартиры вам отдало в личную собственность, это вас ни на какую мысль не наводит? Почему у вас душа не болела о состоянии дома раньше. Разве плохо было бы, если бы вы своим внукам оставили квартиру в хорошо отремонтированном доме?
– Так государство нам не поможет?
– Почему не поможет? Поможет, но только в той части, где было именно стихийное бедствие.
– Еще один вопрос: несколько раз обращался в родной ПКСК «Юность», чтобы они огородили нормально площадку во дворе, а то машины там уже дорогу накатали, ни пройти, ни отдохнуть. ПКСК ссылается на то, что нет средств, но ведь для этого нужны не такие уж большие деньги?
– Согласен. Вот обращаетесь вы в ПКСК, а оно вам не помогает или не реагирует. Для этого есть жилищная инспекция, звоните 540-888, а лучше пишите туда официальное письмо. Они выходят, проверяют ваш ПКСК, состояние вашего дома, и если те факты, которые вы изложили, подтверждаются, то они принимают меры к руководству ПКСК. А вам я советую, поставьте в известность своих соседей, что вы таким обслуживанием недовольны, соберите подписи, сообщите об этом в ПКСК, что вы вынуждены будете перейти на обслуживание в другой кооператив, чтобы обслуживаться нормально за те деньги, которые вы платите. Ведь мы же с вами взрослые люди, зачем нам платить деньги тому, кто ничего не делает? Так что этот вопрос вам нужно задавать не мне, а себе.
– К вам обращается Любовь ИСАЕВА. Я живу по Гашека, наш дом обслуживает ПКСК «Надежда», вы не представляете, какие они молодцы…
– Я знаю.
– А дочери моей купили квартиру в доме, который обслуживает «Юность». Так она не может добиться от своего кооператива ни ремонта, ни уборки дворовой территории.
– Вы когда приобретали квартиру, знали ее состояние?
– Конечно, квартира нам досталась в плохом состоянии, но мы приобретали по деньгам…
– Ага, то есть вы были готовы к тому, что вам попадется плохая квартира. Я много переезжал в свое время и, выбирая квартиру, всегда в первую очередь смотрел на соседей. Потом на дом, оценивая общее его состояние, потом оценивал район, по долгу службы, знал, где какие проблемы в Костанае. И только потом принимал решение о покупке.
– Но теперь нам куда деваться?
– В начале горячей линии я уже отвечал на этот вопрос. Могу сообщить еще один телефон при городском акимате – 109, где также принимаются все заявки. По нему же вы можете уточнить, почему у вас нет, к примеру, горячей или холодной воды. Только надо понимать, что ПКСК работает так, как мы с него требуем. Проблема «Юности» в том, что там часто менялись председатели и порядок никто не мог навести. Соберите общедомовое собрание и переходите на обслуживание в «Надежду». Хотя стоит помнить, что дом вашей дочери ни один нормальный кооператив не возьмет на обслуживание, если вы не сможете гарантировать своевременной оплаты. В любом ПКСК вам будет хорошо ровно настолько, насколько вы платите. В той же «Надежде» ставят счетчики в домах, делают кровлю, но собирают на это деньги. То есть там оплата больше, в пределах разумного, конечно. И там на отчетных собраниях отчитываются перед жителями, куда сколько потрачено. И все это подтверждается старшими по домам. И там ведется учет отдельно по каждому дому: сколько дом должен был собрать, сколько собрал и сколько на него потрачено. Такой подход правильный.
Могу порекомендовать «Надежду», «Сеним», «Уют», «Арман», «Виктория», «Восход»… Я могу назвать все ПКСК города, порядка восьмидесяти. Из них половина такие, как ПКСК «Юность», четверть такие, как «Надежда», остальные 25 я даже в глаза не видел, будучи еще замом акима по коммунальным вопросам. Но дело в том, что мы с вами как жильцы не должны забывать, что все вопросы в конечном счете решаем мы.
– Вас беспокоит Станислав ВЕРБИЦКИЙ от имени жителей домов 74 и 76 по улице Станционной в Костанае–2. Скажите, когда подключат газ к нашим домам? Трубу протянули еще в 2011 году. Но газ не подключили. Наоборот, отрезали от магистрали. Причем за подведение газа нами все сборы были уплачены, и за проектирование в том числе. Скажите, разве не опасно в многоэтажках пользоваться газовыми баллонами?
– Давайте поступим таким образом: я пошлю своих специалистов в управление энергетики узнать, что у них запланировано по газификации на этот год. И тогда дам вам конкретный ответ.
– Добрый день, Галина ЯКОВЛЕВА. Скажите, Валерий Афанасьевич, кто должен заниматься ремонтом внутридворовых территорий. Ведь у нас во дворах ни асфальт, ни площадки, считай, с советского времени ни разу не ремонтировались?
– Если дом оформил кондоминиум и дворовая территория входит в него, то ремонт двора, естественно, производится за счет жильцов. Если же территория двора не была отведена под кондоминиум, а проходит только по санитарным нормам, в метре от отмостков дома, то вопросов нет – за счет города. Сейчас у нас в городском бюджете четыре лота, которые так и называются – «внутридворовые территории». Само собой, там, где возводятся новые дома, благоустройство дворов заложено в проект.
– К вам обращается ИСМАИЛОВА. Практически каждый день я отъезжаю с остановки «Дом печати» по улице Мауленова. Улица вся разбита, пыль столбом стоит. Как еще тут люди живут, окна даже открыть невозможно. Будете ли вы что-то делать с этой улицей? А ведь еще два года не прошло, как здесь хороший асфальт положили.
– Обязательно будем ремонтировать эту улицу. Уже 17 мая на эту улицу должен выйти подрядчик. Замечу, что мы эту улицу капитально никогда не ремонтировали, только ямочным ремонтом занимались. Потому и прежний асфальт с нее сошел быстро. Ямочный ремонт на этой дороге уже делать нельзя, там плохое основание.
– Весь город разбитый, весь, подрядчики воруют, контроля никакого…
– Я думаю, вы не правы, вот по улице Леонида Беды разве плохая дорога, которая как раз на типографию выходит, а ее три года назад отремонтировали.
– Ну, эта еще ничего…
– Нет, я вам сейчас буду называть, а вы пальцы загибайте, только вам разуться придется, потому что на руках пальцев не хватит: Киевская, Узкоколейная, Цветочная, Жастар, Интернационалистов, Абая, Павлова, Баймагамбетова, Амангельды, Победы, Бородина, Дружбы… Говоря о плохом, не надо все же забывать, что же было все-таки сделано. Все познается в сравнении. Если в прошлом году нами отремонтировано порядка шести улиц. Осталось еще условно 30, и мы должны понимать, что это как минимум шестилетняя программа. Не забывайте, что 30% улиц в Костанае имеют гравийное покрытие. Даже на центральные улицы они выходят и выносят грязь. Мы для себя наметили минимум 1,5-1,7 миллиарда в год тратить на дороги. Взять ту же Герцена, которая уже стала притчей во языцех. В этом году начата трехлетняя программа по ее реконструкции. Это замена теплотрассы, переходы, в зиму уйдем без асфальта. Так же, как мы делали улицу Амангельды. В последнее время, как вы уже сами могли заметить, замечаний по поводу того, что дороги ремонтируются только в одном месте или только в центре, уже нет. Вот улица Цветочная – кому она о чем говорит? А это улица в районе Зеленстроя, где застройка коттеджей началась еще в 80-е годы. Там же целый поселок.
– Спасибо. Если бы душа не болела, мы бы не звонили…
– Вам спасибо за беспокойство. Только не говорите никому, что в городе дороги разбиты и не ремонтируются.
P.S.: Часть ответов на вопросы, которые наши читатели задали Валерию Полешко по телефону вне горячей линии, будут опубликованы в ближайшем номере.