Уровень запуганности того деревенского населения, которому не повезло с селообразующим предприятием, не измерить цифрами, не выразить словами.
Если бы я (чисто гипотетически) захотел оскорбить сельского труженика, то вряд ли придумал более издевательский способ – в Карабалыкском районе, в ТОО «Ак-коль» (п. Бурли), зарплату выдают ушными палочками, солью для ванн и, пардон, гигиеническими прокладками , «КН»).
Причем все это добро нельзя обналичить – деревенские магазины такой товар не покупают даже в полцены. К тому же этот товар 2007 года выпуска и для поселка не актуальный: зачем в деревне, где давно выкопали водовод, соль для ванн?! Это все равно что безрукому выдать зарплату перчатками.
Меня совсем не удивило, что люди не возмущаются громко, не пишут жалобы по инстанциям и умоляют журналиста не называть их имен. Они не плачут, напротив – смеются! Шутят то ли над работодателем, то ли над собой! Точнее, над своей беспомощностью, это когда, кроме цепей, терять нечего. А цепи – это дом, семья. И эти цепи крепко держат людей на рабочем месте. Потому что другой работы в отдельно взятом поселке просто нет, сколько ни ковыряй в ушах палочкой. И поэтому нет в поселке никакой оппозиции к такому, скажем прямо, незаконному положению вещей.
Да, в Законе о труде четко написано, что зарплату положено платить только наличными и каждый месяц. И даже наказание есть в виде штрафов как в Гражданском, так и в Уголовном кодексах. И что? В областной инспекции по труду дали такой расклад: с начала года к ним поступило более тысячи обращений граждан. И, внимание (!), половину этих заявлений люди потом О-ТО-ЗВА-ЛИ! Причем, уверен, совсем не потому, что работодатель вдруг выплатил работнику всю зарплату и даже извинился.
При этом сами инспектора могут проверять частные компании только по плану (с периодичностью раз в 3 года – бизнес у нас государство очень хорошо защищает) или по заявлению гражданина. А гражданин боится лишиться работы, пусть и той, за которую платят прокладками. Ситуация патовая. Причем давно, и видимо, это устраивает всех, кроме, понятное дело, рабочего люда. Да только народ наш привычно безмолвствует, хоть и наступили золотые времена демократии. И ведь даже публикацию в СМИ перестали брать в расчет как повод выйти на проверку. В инспекции нам сообщили, что несколько раз прокуратура уже сворачивала такие попытки. Вот и получается, что свои права человек может отстоять, но чисто гипотетически.
Чтобы понять всю трагичность такого положения, чиновникам, думаю, нужно бывать в деревнях не привычным манером – визит по заранее расписанной программе: поле колосистое, ферма подметенная, стол накрытый... Реальность, вообще-то, иная, если хлеборобам платят ушными палочками и солью для ванн. Парадокс, но в эпоху индустриально-инновационного развития можно писать трактат о способах выживания в сельской местности. Это когда воду привозят за большие деньги, в магазине толстые долговые тетради и главная цель осенью – по возможности как можно дешевле достать дров и угля. При этом важно не скатиться в пьянство от безысходности, особенно когда видишь, что сливки с сельских полей собирает тот, кто живет в городе, где действительно комфортно и сухо.