Еще пару лет назад никто бы не воспринял это соперничество всерьез, но сегодня специалисты все серьезнее присматриваются к этой баталии…
Казалось, что фортепиано – это тот инструмент, который никогда не сдаст свои лидирующие позиции в музыкальной школе. Правда, в последние годы эту музыкальную монополию попытались разбить народные инструменты.
– Сейчас многие стали поднимать вопрос о возвращении их популярности, – говорит директор Тарановской школы искусств Ирина Гавриленко. – Ведь у нас есть баян, аккордеон, и не только они. И мы стараемся увлечь этими инструментами детей. В отличие от фортепиано, тот же баян или аккордеон всегда можно взять с собой. Правда, для игры на аккордеоне ребенок должен быть физически подготовленным. В советское время были специальные инструменты меньшего размера для детишек, которые только начинают играть. Сейчас такие инструменты в магазинах встречаются очень редко, да и цена на них высокая. И все же главное, почему мы решили возродить обучение на аккордеоне, – это желание самих детей. И тут мы должны сказать большое спасибо Петру Дранге и телевидению.
Российский аккордеонист Петр Дранга стал известен именно благодаря виртуозной игре на подзабытом массовым слушателем музыкальном инструменте – аккордеоне. Точно так же в свое время интерес к балалайке спровоцировал участник программы «Минута славы». И все же у большинства родителей детская музыкальная школа по-прежнему ассоциируется с умением играть на фортепиано. Такой классический стереотип. Но уже понятно, что не вечный.
В Тарановской школе искусств по классу фортепиано на сегодняшний день занимается 35 человек. Однако преподаватели считают, что через несколько лет эта цифра может значительно упасть. И место фортепиано займет другой клавишный инструмент – синтезатор. Впрочем, об этом говорят уже во многих музыкальных школах Казахстана и России.
– Действительно, фортепиано можно заменить и синтезатором, – говорит Ирина Васильевна. – Его гораздо проще приобрести, нежели пианино. Это небольшой и мобильный инструмент. Синтезатор можно разместить на столе, в то время как под пианино нужно выделить в доме внушительный угол.
Преподаватели фортепиано считают, что синтезатор – это все-таки механический инструмент.
А вот что касается качества звука, то между ними есть разница – совсем по-другому нажимаются клавиши, извлекается звук.
– Синтезатор – это все-таки механический инструмент, который, по сути, не требует больших усилий пальцев, не требует столько души, – объясняет преподаватель фортепианного отделения Ирина Целковская. – Некоторые дети, у которых есть синтезатор, занимаются очень прилежно, но когда начинают играть на пианино, все у них получается на одном звуке. Потому что на синтезаторе невозможно сыграть тише или громче. Там звук примерно всегда на одном уровне. Это ведь электронный инструмент. Поэтому сделать какие-то динамические оттенки, нюансы тяжело. На фортепиано для этого, конечно же, огромный простор.
Другими словами, сегодня сложно прогнозировать, кто же выиграет это музыкальное сражение. Но ясно одно: в музыкальных школах постепенно растет число детей, у которых дома вместо пианино стоит синтезатор. А в некоторых российских музыкальных школах даже открываются классы игры на синтезаторе. И как бы ни сопротивлялись некоторые преподаватели, это веянье времени отрицать нельзя.