Президент страны, чье решение по принятому парламентом непопулярному закону о пенсионном обеспечении ждало казахстанское общество, вернул этот документ на доработку.
С оговоркой – в части повышения пенсионного возраста женщин до 63 лет. При этом Нурсултан Назарбаев дал четко понять: пенсионная реформа нужна, повышение пенсионного возраста неизбежно. И объяснил, что на такой шаг, как возвращение законопроекта в парламент, его подвигла реакция казахстанского общества. Оно оказалось не готово принять радикальные шаги. Даже понимая цель преобразований – ведь надо предотвратить будущие финансовые проблемы. А раз так, то даже в таком толерантном обществе, как казахстанское, возможны социальные конфликты. Чем, понятно, тут же воспользуется оппозиция. Если сейчас эта самая оппозиция не представляет реальной конкуренции для президентской партии, то такая подпитка, как народное недовольство, может стать для нее питательной средой.
Ответственность за то, что общество не приняло пенсионные реформы, Президент возложил в основном на правительство и Нацбанк. Он заявил, что эти структуры бросили все силы на то, чтобы убедить парламентариев в необходимости повышения пенсионного возраста для женщин.
И по сути, не работали с населением. Стрелочником, понятное дело, стал министр труда и социальной защиты населения Серик Абденов, прославившийся своим выражением «патамушта... патамушта». Оно случайно вырвалось у молодого министра на встрече по разъяснению положений нового варианта пенсионного законопроекта, но тут же разлетелось по Сети: «Вам нужно работать и работать, уважаемые земляки, потому что... потому что... Ну зачем вам в 50 лет думать о пенсии? При выходе на пенсию мы просто приобретаем дополнительные болезни, мы будем раньше стареть. Однозначно». Предположительно, именно эти слова, а не объяснения финансового обоснования реформ стали основанием для негативного восприятия предлагаемых правительством нововведений.
Премьер-министр Серик Ахметов сразу же признал критику Президента. И не стал защищать своего министра труда, когда встал вопрос о его отставке. Надо полагать, не только потому, что этого потребовал глава государства. Следует признать, что провалена не только пропагандистская работа с населением по поводу повышения пенсионного возраста. Плохо работают государственные программы, например, программа занятости. На которую, кстати, государство бросило миллиарды тенге. Но если число рабочих мест в регионах почти не растет, откуда у народа возьмутся дополнительные накопления на пенсионных счетах? А ведь ради больших накоплений и затевалась реформа с повышением пенсионного возраста женщин.
Кстати, после критичного выступления Президента громко зааплодировали некоторые... депутаты Мажилиса. Причем те, кто голосовал за принятие непопулярного законопроекта. И политолог Досым Сатпаев считает, что вслед за отставкой министра труда и социальной защиты не грех поднять вопрос о роспуске парламента. «Ведь косвенно критика Президента звучала и в адрес депутатов, которые больше смотрели в рот правительству, чем напрягали слух, чтобы услышать глас народа», – подметил он.
Между тем казахстанцам надо понять: реформа пенсионной системы не отменяется. Даже в части поэтапного повышения пенсионного возраста для женщин. Президент лишь предложил отложить этот вопрос на четыре года. При этом он не ограничился наказом усилить пропагандистскую работу с населением. Но и предложил ряд экономических мер в обеспечение нового механизма работы пенсионной системы.