Теперь их можно увидеть разве что в музее. И расплатиться ими уже не за что. Хотя... Вот передо мной лежат квитанции за оплату коммунальных услуг: за газ, свет, воду, тепло. И в каждой из них – тиынки. Где – одна, где – две, а где и больше. Но в итоге кассир предъявляет к оплате округленную сумму – в тенге. Сколько на таком округлении удается зарабатывать монополистам – тот еще вопрос.
Из реального оборота тиын выпал довольно давно. Еще до того, как полтора года назад был подписан президентский указ, который установил, что изъятие наличных тиынов из денежного обращения должно быть осуществлено до 31 декабря 2012 года. Тем не менее тиынки отображаются во многих платежных документах и не позволяют сводить дебет с кредитом бухгалтерам в самых различных учреждениях.
К примеру, применение округления при закрытии банковских счетов приводит к незначительным, но убыткам для банков, считают специалисты, так как операции по округлению до одного тенге превалируют над операциями в сторону обнуления. Конечно, банки от таких операций вряд ли обеднеют, однако факт остается фактом – тиынки превращаются либо в ноль, либо в тенге.
Казалось бы, ну что за проблема? Скоро мы не только о тиынах забудем, даже об одном тенге не вспомним – потому что нет уже такого товара, который можно на него купить. И тем не менее для юридических лиц наличие тиынов приводит к нестыковке данных предприятий с информационной базой налоговых органов в рамках камерального контроля. А все из-за того, что при использовании различных программных продуктов режим округления нецелых величин происходит по-разному. Эта проблема была не так давно озвучена депутатом, членом Комитета по финансам и бюджету Екатериной Никитинской. Она считает, что дальнейшее применение тиынов в банковских операциях и финансовых расчетах приводит к постоянному наличию переплат или задолженностей. И все это затрудняет процедуру контроля за финансовыми средствами и исполнениями налоговых обязательств. Как считает госпожа Никитинская, настало время законодательно урегулировать хождение тиына по мукам. А именно – прекратить их отражать в платежных документах.
Но это будет, по сути, маленькая революция. Законодательная отмена тиына наверняка приведет к очередному витку инфляции. А фактический возврат его вряд ли возможен – цены на товары и услуги только растут и никогда не падают. В наших бумажниках уже постоянную прописку получила десятитысячная денежка. Люди гадают, каким номиналом будут следующие самые крупные купюры, выпущенные Нацбанком. Металлические тенге мы давно стали называть «мелочью» или «копейками». Может, тиын когда-то и берег тенге, но сейчас время его безвозвратно ушло.