Первого июля вся труппа, включая технический персонал, уйдет в отпуск. Директор театра Юрий Ивлев и его главный режиссер Александр Лиопа отправятся в командировку в Санкт-Петербург на поиски новых идей и сценических решений. А пока я вхожу в пустой театр. Алая обивка кресел без боковых огней выглядит приглушенной, словно неготовой роскошествовать при таком малом числе зрителей. “В театре следует держаться так же прилично и благовоспитанно, как и в великосветской гостиной» – приходят на память рекомендации из правил хорошего тона, действовавших в прошлом веке. Они же напоминали театралу: костюм, в котором вы собираетесь в театр, надо проветрить от нафталина, а духи не должны быть слишком крепкими.
Правила так же стары, как и споры о том, насколько провинциальный театр отличается от театра столичного. Мне кажется, тут определяющим моментом является способность зрителей отличать зерна от плевел. 50 тысяч зрителей за театральный сезон говорят о способности Русского театра быть на пике интеллектуального, художественного запроса. Семь премьерных спектаклей за восемь месяцев, причем часть из них в постановке российских режиссеров, более чем наглядно свидетельствуют о поиске незаурядных решений в репертуарной политике. Режиссер Римма Щукина из Нового художественного театра (г.Челябинск), работавшая с нашими актерами над спектаклем «Под небом Парижа», с восторгом рассказывала мне о недюжинной работоспособности костанайских актеров, их жажде экспериментаторства. Этого же мнения придерживались именитые критики на международном фестивале-лаборатории «CHELоВЕК ТЕАТРА» в марте этого года, давшие высшую оценку игре наших лицедеев. Валерий Захарьев, заслуженный артист РФ, как режиссер, дебютировавший в сериале «Улицы разбитых фонарей», поставил у нас «Нежданный повод для любви», на тему провинциального театра говорил мне примерно так:
– В Москве всегда найдется миллион приезжих, достаточное количество околотеатральных девиц, мечтающих живьем увидеть своих кумиров и просто богатых скучающих людей, готовых посетить и восхвалить что угодно. В провинции же сильнее традиции и привязанности. География тут ни при чем. Суть в людях. Сто лет назад, например, в Мичуринске, бывшем Козлове, однажды собрались купцы думу думать: что лучше для города будет – то ли железнодорожная ветка до Тамбова, то ли театр… Решили строить театр.
На профессиональной сцене Кудайберген Айдосов только третий год.
Вячеслав Борисович Колпаков, народный артист РК, разменявший свое 75-летие, продолжает играть на сцене.
Главный художник театра Курмангазы Каржанов:
короткий перекус – и снова за работу над декорациями.
Кандидат филологических наук, она же заведующая литературной частью театра Татьяна Созина, пожалуй,
первая, кто читает тексты будущих постановок.
Директор театра Юрий Ивлев своими организаторскими
способностями придал театру второе дыхание.
Как плохая режиссура или неточное распределение ролей могут уничтожить самую хорошую пьесу, так и театр может все превратить в пару часов мимолетного очарования. Бессмысленное стихотворение может быть инсценировано гениальным режиссером или актером, а простой каламбур может превратиться в великолепное представление, благодаря декорациям одаренного художника. Эти слова принадлежат Владимиру Набокову. Но они достаточно адресны. В нашем контексте так выглядят декорации главного художника театра Курмангазы Каржанова, являющегося одним из ведущих специалистов Казахстана в сфере театральной сценографии. Или вот человек, который редко выходит на финальный поклон к зрителям, но без участия которого не рождается ни один спектакль – бесспорно талантливый музыкант-аранжировщик Святослав Стаканов.
В театральном сезоне, увы, не обошлось и без печальных событий – умер актер Александр Пустяков, ироничный, легкий на подъем ветеран сцены. Готовился к спектаклю, заболело сердце… и все. С другой стороны, отрадно видеть, как от спектакля к спектаклю набирается опыта молодой Кудайберген Айдосов. Как раскручивают свои актерские возможности Александр Кузнецов, Олег Смирнов, Вячеслав Клыков, Денис Саратников, Олег Бабанов, Максим Слепченко, Анна Удесиани…
Возможно, меня спросят: вот нахваливаешь театр, а самому-то чего в нем не хватает? Отвечаю: с удовольствием бы посмотрел остросоциальную комедию. Мне как зрителю не достает реакции театра на тот бедлам в реальной жизни, на который так остро откликалась русская классическая драматургия пьесами Гоголя, Грибоедова, Чехова, Островского.
Осенью театр обещает открыть сезон двумя премьерами. Содержание и название пока не разглашаются. Ну что ж, на то она и интрига – что на сцене, что в жизни.