Многие посмотрели картину несколько раз кряду. Редкий успех, при том что в этом кино нет замысловатых перипетий сюжета, и спецэффекты не отвлекают внимание, и постельные сцены отсутствуют. И даже личности, которым фильм посвящён, не перетягивают на себя главную идею фильма – идею патриотизма. Хоть умри на льду, но честь родины защити…
«Легенда №17» триумфально шла по большим и маленьким экранам СНГ примерно в то же время, когда российская сборная по хоккею преподнесла оплеуху своим болельщикам, вылетев с ЧМ после сокрушительного поражения от американцев – никогда не забивали национальной сборной по 7 голов сразу. Хотя впереди Олимпиада в Сочи. Позорище! Но ему уже придумали прикладную роль: мол, разгром отрезвит, и к Сочи команда будет готовиться со страшной силою. Но вы можете представить, как будут готовиться эти миллионеры, у которых доллары зелёные в глазах?
И такое же положение дел в футболе. В газете «СпортЭкспресс» за 30 мая главный тренер московского «Спартака» Валерий Карпин объясняет, почему ныне красно-белые играют не так, как в советское время: «Игрок разучился, ему не подсказали, его не так настроили? То есть надо миллионера, причём не рублёвого, настроить на то, чтобы он вышел и побегал не в своё удовольствие, а как следует?»
Кстати, наши казахстанские футболисты тоже небедные и недешёвые. Самые дорогие, к примеру, перечисляются на интернет-ресурсе
www.leonbets.kz Костанайский «Тобол» по версии сайта входит в первую тройку клубов премьер-лиги, после «Актобе» и «Астаны», которые могут себе позволить покупку дорогого игрока. Как правило, не в своей стране. Например, стоимость Александра Гейнриха (Узбекистан) в четыре раза выше, чем самого дорогого в команде «Актобе» казахстанского игрока. А общая стоимость всех игроков «Тобола» была 6138840 долларов. Больше всего денег Костанай отдавал за игроков из Беларуси, Сербии, Молдовы. Нурбол Жумаскалиев в «Тоболе» самый дорогой казахстанский игрок, но не настолько, как легионеры. В своё время за белоруса Сергея Концевого отдавали бешеные деньги, а сегодня кто его может вспомнить, так же, как и Неманью Йовановича? Они пришли и ушли – бесследно.
Так же и патриотизм, в каком бы то ни было смысле, ушёл из футбола, пожалуй, навечно. Игроки кочуют по клубам, зарабатывают деньги. В Казахстане по пальцам можно пересчитать тех, кто на протяжении лет играет за свои цвета. По мнению игроков, это даже непрестижно. Мол, если футбольные агенты не охотятся, значит, ты плохой игрок. То есть все критерии субъективны, увязаны с собой любимым: деньги, слава, отношения с тренерами, с командой. Отношений с болельщиками, со страной – нет. Они отошли на задний план, их не видно.
В утешение нам, ожидающим подвигов от хоккея и футбола, видимо, и сделан фильм «Легенда №17». Обещают сделать и про Льва Яшина. Снят фильм о космонавте Гагарине. Чувствуете закономерность: все легенды – из советского прошлого. С чего бы это? А с того, что в Советском Союзе, может, не было секса, зато была любовь. У спортсменов не было денег, но спорт был великим. Сейчас мы учимся делать деньги, нельзя сказать, что это плохо. Но из какого материала делать патриотов, в том числе спортивных? Этот вопрос завис, он требует ответа.