Последней каплей стала история двух детей из Казахстана, которых приемные родители в США сдали в лагерь для трудных подростков. Их обнаружили на отдаленном ранчо в Монтане – американском аналоге детских домов. Причем в лагере религиозного толка, где дети подвергаются издевательствам. Как выяснилось, приёмные родители попросту не справились с воспитанием. Казахстанские власти потребовали от американской стороны объяснений. Однако ответа на запрос не последовало. Изучить порядки в этом лагере пробовали уже российские правозащитники, однако их туда просто-напросто не пустили.
Следующий шаг сделал Казахстан – ввел запрет на усыновление американцами казахстанских детей. К слову, не все с этим запретом согласны. Есть мнение, что нужно не запрещать, а совершенствовать систему: иностранцы изначально выбирают ребенка по анкете, а не в живом общении и едут к нему уже непосредственно для оформления усыновления. Поиск детей осуществляется на сайтах американских агентств по усыновлению, которые аккредитованы в республике. Отсюда и вытекают ситуации «не сошлись характерами», «не справились» и т.д. Кроме того, необходимо организовать службу, которая будет отслеживать, как живется нашему ребенку за границей. В свою очередь сенатор Гани Касымов уже предложил провести комплексную проверку детей, усыновленных за рубежом.
Мораторий будет действовать до тех пор, пока Вашингтон не прояснит ситуацию с ребятами из Казахстана. От этого, судя по всему, зависит, будет ли в Казахстане подписан аналогичный российскому закон Димы Яковлева…
Начиная с 1998 года из Казахстана иностранцами было вывезено 8 тысяч сирот, из них 6 - гражданами США. А вот в нашей области, как нам пояснили в Доме ребёнка «Дельфин», уже давно приоритет отдается именно отечественным усыновителям. При нынешнем главвраче Жбек Жиенбаевой, а работает она 4 года, иностранцами не был усыновлен ни один костанайский ребенок. Тому же, кстати, способствует и наш проект «Хочу в семью».