Месяц назад депутаты Мажилиса дружно заговорили о неэффективности Государственной программы занятости-2020 и предложили приостановить ее реализацию на срок до одного года. Напомним, что изначально она задумывалась как казахстанский ответ экономическому кризису, как средство помощи безработным. Министерство труда и социальной защиты РК намеревалось трудоустроить чуть более 256 тысяч человек, было трудоустроено 253 тысячи, что дало основание говорить о выполнении намеченного. Было это в 2010 году. Однако в том же году председатель Счетного комитета РК Омархан Оксикбаев в Мажилисе рассказал, что в реальности столь масштабного трудоустройства не было: «Отдельными подрядными организациями рабочие места создавались на срок от одного до десяти дней, то есть условие найма определенного количества работников было соблюдено формально, «для статистики». И это не единственный пример, когда Программа занятости-2020 подвергалась жесткой критике за дутые цифры и неудовлетворительные результаты. Согласно статистике, безработица не уменьшилась, а, наоборот, возросла. Людей переселяли, строили для них дома, обучали, но работу найти многие так и не смогли. В результате ущерб бюджету – 2 миллиарда тенге.
И вот на прошлой неделе правительство откликнулось на недовольство парламентариев программой «Дорожная карта занятости», которую трудно назвать новой, поскольку, по сути, она объединяет две ранее действовавшие – «Дорожная карта» и «Занятость-2020». По словам исполняющей обязанности министра труда и социальной защиты населения Тамары Дуйсеновой, на реализацию мероприятий «Дорожной карты занятости» в нынешнем году будет направлено 110,6 млрд тенге, с учетом софинансирования местных бюджетов. На эти средства будет охвачено 124 тысячи граждан страны. Новый документ, как и его предшественники, предусматривает меры антикризисного реагирования по трем основным направлениям: обеспечение занятости через развитие инфраструктуры и ЖКХ, через развитие сельского предпринимательства, через обучение и переселение.
Нисколько не сомневаюсь в искренности разработчиков новой программы. Как и в пожелании премьер-министра о том, что население должно знать и понимать, как открывать этот золотой ларец новых возможностей. Благо, что новая программа должна обеспечить работой в первую очередь сельское население. И здесь правительство планирует поднимать предпринимательство на местах. Ставку микрокредитования увеличат с трех до пяти миллионов тенге.
Вот только я не видел очередей к этим миллионам. В обычной сельской местности, где треть населения – это так называемые самозанятые с низкими доходами, которые не платят налогов в бюджет и не делают пенсионных отчислений, путь к микрокредитованию до невозможности тернист. Минувшей зимой ходил я к одному из акимов района, просил за деревенских мужиков, пожелавших восстановить дамбу на некогда рыбном водоеме. Аким дал добро, мужики начали воодушевленно строить планы и искать деньги, однако все на том и застряло. Наезды из деревни в райцентровский земельный комитет заканчивались пустой тратой времени. Главный земельный чин ускользал, как мыло в бане.
Подобных сюжетов в нашей местной истории предпринимательства не счесть. Денег и энтузиазма в стране достаточно, а вот уметь подружить их все как-то не получается.