Первый вопрос руководителям частных пенсионных фондов, которые пока еще «скорее живы»:
«Ну что? Какие новости?» Ответ ожидаемый: «Никаких».
Потом излагаются полуслухи: начальники этих самых пенсионных фондов якобы ездили на сверку в Астану. То ли в Нацбанк, то ли еще куда. Так что процесс движения к Единому государственному накопительному фонду вроде идет.
Между тем формально все десять накопительных пенсионных фондов по-прежнему отчитываются перед Комитетом финансового надзора Нацбанка. И эта надзорная структура даже раздает предписания по исправлению ошибок с указанием реальных сроков исполнения. Хотя может статься, что к этому времени все замечания и предписания станут пустышками. Смутное время ожидания породило, на мой взгляд, и неспешность в отчетах самого Комитета финансового надзора, который не торопится выставлять на свой сайт отчетные данные пенсионных фондов. 20 июня висела информация лишь на 1 мая. Присмотримся к ней.
Совершенно неожиданно в лидерах, если брать коэффициент номинального дохода накопительных пенсионных фондов, причем и по умеренному, и по консервативному портфелям, оказался пенсионный фонд «Отан». Причем с большим отрывом от всех остальных. А еще несколько месяцев назад «Отан» фактически сидел в минусах.
Бросается в глаза еще одна особенность: пенсионные накопления уже ушедших на пенсию граждан (консервативный инвестиционный портфель) дают куда меньший прирост, чем деньги работающих вкладчиков. Если государство всерьез озабочено, как оно заявляет, уровнем жизни старшего поколения, то какой смысл регулировать суммы выплат? Не правильнее ли все народу отдать, а уж он сам собственными деньгами распорядится? Понимаю, что вопрос риторический. Правительство уже приняло решение и вряд ли станет его пересматривать. Тем более что ему еще придется попотеть над пенсионным законодательством. Осенью ожидается новая волна нововведений, как обещают, с положительным уклоном.
Однако вопросов по новому варианту пенсионной системы остается много. Прежде всего, конечно, по увеличению пенсионного возраста. Даже банкиры, люди профессиональные, говорят, что не видят реальной экономической основы для таких нововведений. Более того, уже пошла критика экономической политики страны в целом. Неделю назад в парламенте обе палаты обсуждали бюджет страны. Депутаты ужаснулись: нарушений в реализации госпрограмм слишком много, деньги утекают в песок. И при таких обстоятельствах именно правительство будет учредителем единого накопительного пенсионного фонда. Уже звучат предложения подчинить такой фонд исключительно главе государства как гаранту Конституции.
В Алматы общественники организовали гражданские слушания «Власть и женщины: разговор начистоту». Они требуют встречи с Президентом и уже послали ему открытое письмо с полным перечнем своих претензий к новому закону. Правительству и парламентариям правозащитники уже не верят. Разочаровался в них, согласно многочисленным опросам, и простой народ. Однако с разговором начистоту, похоже, мы опоздали – Президент подписал новый вариант закона о пенсионном обеспечении. Единый накопительный пенсионный фонд стал реальностью. Как и повышение пенсионного возраста женщин с 2018 года.