Это случилось в древнем российском городе Суздале, где проходил чемпионат мира по классическому пауэрлифтингу (без экипировки) среди взрослых мужчин и женщин. Помимо Залима двум нашим спортсменкам – Екатерине Крюковой и Венере Якуповой – удалось завоевать серебряные медали (также у Екатерины золото в дисциплине «жим лежа»). Чемпионат мира собрал более трехсот сильнейших спортсменов из сорока стран.
Залим УВАМБАЕВ, 27 лет, мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу. Чемпион мира – 2013. Весовая категория – до 105 кг. Соревновательный вес – 104 кг, рост – 173 см, объем бицепса – 45 см. Победные результаты: жим лежа – 212,5 кг, приседание – 310 кг, становая тяга – 332,5 кг. Сумма, ставшая мировым рекордом в данной весовой категории – 855 килограммов.
«Нужен был точный расчет»
– Залим, тернистой была дорога к званию чемпиона мира?
– Тяжелые тренировки, очень сложная подготовка. На протяжении целого года я готовился именно к этому чемпионату мира. И готовился не один – меня готовила целая команда из пяти человек – тренеров, помощников, у каждого из которых были свои функции, а общей целью было вывести меня на пик формы к чемпионату мира. Судя по результату, нам это удалось сделать.
– У вас уже был опыт выступлений на таком высоком уровне?
– Да, я уже выступал на чемпионате мира в 2010 году, где стал бронзовым призером. Но то были соревнования с экипировкой. А в этот раз состязания были в классическом пауэрлифтинге, то есть никакой специальной экипировки, которая помогает атлету. Здесь вся надежда только на свои силы, свою технику, свою волю к победе. Но, конечно, в плане опыта выступление на предыдущем чемпионате мира позволило в этот раз более точно рассчитать свои силы, правильно распределить их на протяжении всех соревнований, чтобы не потратить силы раньше главного старта, оставить их на последний рывок.
– Кто был вашим соперником в финале?
– В финале основная борьба шла между мной, россиянином, эстонцем, финном, французом, белорусом, британцем. Все они были очень сильны, соперничество шло, что называется, на грани. А всего же в нашей весовой категории было 19 спортсменов.
– Серьезная конкуренция. И как удалось вырвать победу?
– Кто станет из нас чемпионом мира, решалось в последнем упражнении – в становой тяге. До этого момента явного фаворита не было. И чтобы уверенно вырваться вперед, мы с моим тренерским штабом решили в последней попытке идти на рекордный вес.
– Драматически, прямо как в кино…
– Да. Но если в кино герой делает все спонтанно, на одних эмоциях, то в таком суровом, не прощающем ошибок спорте, как пауэрлифтинг, нужен еще и точный расчет. Мы не бросались сломя голову в неизвестность. Этот рекордный вес, на который мы замахнулись, я уже поднимал дома на тренировках – правда, еще за полгода до чемпионата. А вот на соревнованиях столь высокого уровня поднимать такой вес не приходилось. Это большая разница: поднимать вес в своем спортзале, в окружении своей команды – и на помосте, когда вокруг тысячи людей, в том числе и болеющих против тебя.
– Какие мысли были, когда выходил на помост в самой важной попытке?
– Не думал о том, что вот, мол, надо поднять. Просто вышел, с абсолютно чистой головой, весь заряженный на упражнение, без эмоций и посторонних мыслей, подошел к снаряду, соблюдая технику, выполнил упражнение, поднял вес. Ведь когда выходишь на помост – ты полностью сосредотачиваешься на одном – на весе, том, что ты сейчас должен сделать. Ты отключен от внешнего мира, у тебя в голове только одна мысль: выйти и поднять вес.
– Реакция зрителей запомнилась?
– Да, помню большинство зрителей болели за меня, несмотря на то, что они были из других стран. Это было очень приятно. Возможно, своим выступлением мне удалось завоевать симпатии зрителей.
«Мечта – попасть на Олимпиаду»
– Чемпион мира – в спорте одна из главных вершин. Какие цели ставите перед собой сейчас?
– В любительском спорте самая главная вершина – Олимпийские игры. Пока пауэрлифтинг не входит в число олимпийских видов спорта. Но вполне возможно, он станет таковым уже в Рио-де-Жанейро в 2016 году. Если же нет, то, надеюсь, в 2020 году уже наверняка.
– И вы намерены выступать до 2020 года?
– Почему бы и нет? В пауэрлифтинге я с 19 лет, а с 2009 года стал выступать на профессиональных турнирах. Пауэрлифтинг – это такой вид спорта, где можно выступать хоть до 40 лет. Поэтому надеюсь, что мне удастся еще осуществить свою мечту – попасть на Олимпийские игры. Кстати, как возможный олимпийский вид рассматривается именно классический пауэрлифтинг без экипировки. То естьта дисциплина, в которой мне удалось стать чемпионом мира. В сентябре вопрос о включении этого спорта в программу Олимпийских игр будет решать Международный олимпийский комитет. А вообще во всем мире пауэрлифтинг очень развит. В Европе и Америке особенно. Если вы зайдете в любой тренажерный зал, почти всегда встретите там пауэрлифтеров. А вот представителей тяжелой атлетики – не всегда.
– А что вас привело в этот вид спорта?
– Все начиналось как обычно: пришел в тренажерный зал, как говорят, подкачаться. Потом мои результаты не остались незамеченными, и мой нынешний тренер Игорь Шилов предложил мне начать тренироваться, чтобы выступить на соревнованиях. Я согласился. Возможно, у меня были врожденные данные, но считаю, не это главное. Важно, чтобы всегда можно было расти и было ради чего. Что для меня было мотивацией? Пауэрлифтинг – силовой вид спорта и, естественно, я хотел стать самым сильным в мире.
– Бытует мнение, что именно в силовых видах спорта без допинга, стероидов не видать больших достижений…
– Это не так. Про допинг говорят те, кто вообще не может добиться никаких результатов. Я считаю, что в любом виде спорта можно достичь любых вершин и без употребления допинга. Вообще, в списке запрещенных препаратов 10 тысяч наименований. Туда входит и кофе, и аспирин. Так что мы даже это избегаем употреблять перед соревнованиями, не говоря уже о чем-то более серьезном. К тому же мы по нескольку раз сдаем допинг-контроль. И очень обидно будет пустить насмарку весь многолетний труд из-за подобных вещей. Могу твердо заявить: мы кушаем только натуральную пищу. Вообще не принимаем никаких стероидов.
– Пауэрлифтинг – спорт не очень прибыльный. На натуральную пищу денег хватает?
– Я получаю стипендию от Школы высшего спортивного мастерства, областного управления физической культуры и спорта. На экипировку я не трачусь – в этом, кстати, преимущество классического пауэрлифтинга. Для выступлений на соревнованиях форму – тунику и штангетки – выделяет школа высшего спортмастерства. Хочу поблагодарить её, а также управление спорта и за то, что выделяют средства для поездки на соревнования. Кроме того, я работаю в КГУ имени Байтурсынова преподавателем кафедры лечебного физвоспитания и старшим тренером спортклуба «Сункар».
– При всем этом надо, чтобы и на тренировки хватало сил и времени...
– Хватает. Ведь для тренировок на самом деле нужно не так уж и много времени. У меня уходит на это в неделю 15 часов. Тренируюсь в среднем шесть дней в неделю по 2 часа. Самое сложное – это соблюдать строгий режим: спать не менее семи часов, питаться – белковой, углеводной пищей, ни в коем случае не жареной. Побольше круп: рис, гречка, а также мясо, красная рыба. Главное – постоянно тренироваться, чтобы во время тренировок уходили калории.
«Ты – хозяин помоста»
– Еще есть мнение, что пауэрлифтинг травмоопасный вид спорта…
– У меня, тьфу-тьфу, травм вообще не было. А вообще – любой вид спорта травмоопасен. Чтобы избегать травм, главное – реально оценивать свои силы. Поднимать тот вес, что тебе по силам. Помост ошибок и шуток не прощает. В пауэрлифтинге все на грани, как и во многих других видах спорта. Поэтому, чтобы избегать травм, нужна максимальная концентрация.
– А для чего лифтеры перед попыткой или после громко кричат, если не сказать рычат?
– Крик или рычание перед выполнением упражнения – это для настроя, чтобы лишние звуки в зале не отвлекали. И это как бы твое право кричать – ведь именно ты на помосте, ты его хозяин. Из зала могут крикнуть что угодно, в том числе и что-нибудь оскорбительное. Правда, таких зрителей сразу же выводят. Крик же после выполнения упражнения – это выход эмоций, нерастраченной энергии.
– Резюмируя, можно сказать, что в Костанае пауэрлифтинг сегодня успешно развивается?
– Конечно. И это как благодаря самим спортсменам и тренерам, так и благодаря той поддержке, которую нам оказывают спортивные власти. Ближайшие соревнования, в которых я планирую принять участие, – это чемпионат Азии, он должен состояться на Филиппинах в декабре.
– Желаем тебе и там стать первым!