Гром не грянет - мужик не перекрестится. Это про нас. Пока не припечет, делать ничего не хотим. То ли это у нас в генах, то ли дурная привычка, но в любом случае решение проблем мы стараемся отодвинуть на потом. Заботы о дырах на крыше и ржавых трубах граждане все еще пытаются переложить на плечи ПКСК. Вот только закон, увы и ах, этого уже не позволит. Ремонтировать дом за счет тарифа никто не будет. Целевые сборы тоже отпадают: председатели не меньше госслужащих боятся обвинения в коррупции и, похоже, втайне надеются на серьезное ЧП, которое повернет людей к кондоминиуму и, как следствие, к модернизации. Кстати, такое ЧП уже произошло с жителями одной из многоэтажек Костаная. Дом, обслуживаемый ПКСК «Строитель Г», этой весной потерял крышу в прямом смысле слова: во время грозы ее сорвало и унесло ветром. Теперь жители согласны и на кондоминиум, и на модернизацию. И уже собирают подписи. Неблагодарная это работа, скажу я вам. Особенно, если в вашем доме не снесло крышу. Я знаю, о чем говорю - сама занималась этим делом.
Каждому, кто открывал двери, надо чуть ли не разжевать: зачем, почему, когда, кому, сколько. «Оно тебе надо?» - этот вопрос зачастую не звучал вслух, но отражался на лице жильцов, когда они соглашались поставить заветные подписи. Мне кажется, что главным аргументом «за» была трехлетняя дочь, она ходила со мной по квартирам и каждому мило улыбалась. И матом ни разу не послали, думаю, тоже благодаря присутствию ребенка.
Обойдя в мае-июне квартиры трижды, мне удалось собрать лишь 27 подписей из 86 (именно столько у нас собственников). Видимо, заниматься такими вопросами лучше в зимнее время, когда люди становятся домоседами. Ибо первой проблемой стало элементарное их отсутствие. И хорошо, если дверь открывал глава семьи. А если нет, то члены некоторых семей отказывались ставить свою подпись, мол, «все вопросы решает муж (отец), пусть он и подписывает». Еще одна головная боль – квартиранты, которые и сами подчас не знают, где искать владельцев жилья.
А самое главное, что таких, как я, которые готовы без оплаты ходить по квартирам и просить поставить подпись, ничтожно мало. Тем более что отношение соседей к подобным инициативам в лучшем случае равнодушное, но тебя могут обвинить и в сговоре ради наживы. Мой опыт наглядно демонстрирует, что, объявляя модернизацию ЖКХ, ответственные за это чиновники не потрудились просчитать, кто и каким образом будет заниматься этим вопросом. И реформа явно опиралась на других людей – не наших, западных, которые, как известно, являются активными и ответственными членами гражданского общества. Оказалось, что выделить деньги – это еще не все. И кто-то уже предлагает привлечь к сбору подписей работников… акимата. А что, им разве делать нечего? Или они смогут намного доходчивее объяснить людям то, что не удается таким добровольцам, как я? Сомневаюсь.
Страх перед очередной статьей расходов заставляет людей прятаться в своих квартирах и ждать, что государство отменит модернизацию и все же отремонтирует дома, не требуя возврата своих денег. Ждут, конечно, молодые, старики просто надеются, что до их кончины дом не развалится окончательно. Тем временем тратить деньги на содержание крыши отказываются жители первых этажей, на ремонт канализации и подвала не хотят вкладываться те, кому нужна целая крыша. Вопрос стоит извечный – что делать?