Сейчас только в детских поликлиниках Алматы требуются около 90 участковых педиатров и еще 60 педиатров-неонатологов - в родильных домах. И это, заметим, в самом большом и достаточно благополучном городе страны. Какова ситуация в малых городах или на селе в этой связи, думается, нетрудно представить. И, по всей видимости, она будет усугубляться.
Дело в том, что в 2006 году в странах СНГ, в том числе и в Казахстане, был принят новый стандарт медицинского вузовского образования. В частности, было решено закрыть специальности «педиатрия», «санитарная гигиена», «восточная медицина» и некоторые другие. А специалистов для этих секторов здравоохранения было решено учить в рамках специальности «общая медицина».
Возмущений в обществе тогда было много, против этой инициативы выступило немало профессоров. Но авторы реформы были непреклонны. И она была запущена. Этим летом «последние из могикан» - молодые педиатры - заканчивают медуниверситет им. Асфендиярова.
Раньше действовала система обучения «6+1», - поясняет декан педиатрического факультета КазНМУ Шайхслам Батырханов. - Шесть лет студент учился на факультете педиатрии, потом еще один год в интернатуре и только после этого становился врачом-педиатром. Но с 1 сентября 2007 года во всех шести медвузах страны перестали принимать на обучение по специальности «педиатрия», и началось обучение по новой системе – «5+2»: пять лет студент обучается в бакалавриате, потом два года в интернатуре. Но даже после семи лет обучения студент не имеет права работать педиатром. Поскольку он обучался по общим дисциплинам, то может быть только врачом общей практики! Педиатром он станет только в том случае, когда закончит резидентуру. А это еще два-три года обучения, даже четыре - если студент хочет стать детским нейрохирургом или кардиохирургом. То есть в общей сложности на детского врача приходится учиться девять лет и больше. К тому же если раньше на педиатрическом факультете студент с первого курса вникал в свою специализацию, сейчас он только пять лет в бакалавриате учится общей медицине».
Как рассказывает Шайхслам Килибаевич, если и раньше на отделение педиатрии абитуриенты не особо рвались, то сейчас, при увеличении срока обучения минимум на два года, желающих лечить малышей становится все меньше. Студенты-медики сегодня все больше рвутся в хирургию да в акушер-гинекологию. То есть туда, где можно больше заработать. В прошлом году, например, в КазНМУ педиатрами решили стать всего 59 бакалавров. В этом году педиатрию выбрали всего около 30 студентов, но учебных часов по педиатрии у них стало меньше.
Качество подготовки будущих детских врачей - это одна проблема. Мы еще не знаем, насколько подготовленными специалистами они выйдут из стен альма-матер. Хотя в КазНМУ уверяют, что делают все, чтобы вложить в студентов максимум знаний.
Другая проблема - это дефицит педиатров в будущем. Лишь одна деталь: если в этом году вузы окончат студенты, последними обучавшиеся по старой системе 7 лет, то в следующем году вузы не выпустят очередную партию будущих детских врачей: им нужно будет учиться дольше. А если учесть, что педиатров, обученных по новым стандартам, будет в принципе гораздо меньше...
«Я думаю, в ближайшие 7-10 лет в стране будет тяжело с педиатрами, - говорит Шайхслам Килибаевич. - Может быть, мы вытянем эту область медицины, обучая студентов по новой системе, но не сразу. Завтра детские стационары оголятся, но врачи общей практики не пойдут же туда работать! А дальше как быть? «Взрослый» терапевт к новорожденному ребенку не пойдет. В поликлинике он еще сможет на него взглянуть, но в стационаре уже нужен специалист».
Профессор Батырханов, а с ним и целая армия его коллег, видит единственный выход из ситуации в продолжении обучения студентов по прежней системе, не прерывая новую. В КазНМУ, например, сохранились «детские» кафедры, а при них пока еще работают профессора и преподаватели, которые были в авторитете еще в советское время.
К слову, Белоруссия, Россия, Узбекистан, Киргизия и другие страны также перешли на новые стандарты образования, но они сохранили у себя педиатрические факультеты.