Если еще вчера говорили о том, что главный тормоз реализации Программы модернизации ЖКХ — инертность горожан, то теперь специалисты находят и другие подводные камни. Впрочем, заодно подсказывают пути решения проблем, которые возникают при оформлении документов и ремонте многоквартирных домов.
Был жильцом -
стал подрядчиком
В частности, есть вопросы по работе подрядчиков. Герман Беляев - глава подрядной организации ТОО «Спецстрой-КБ», а в недавнем прошлом старший дома по улице Гагарина, 164. Таким образом, он знает о тонкостях программы с разных сторон.
- Откровенно говоря, большую часть работ по ремонту нашего дома мы с соседями сделали еще до начала действия госпрограммы, на свои собственные средства, – вспоминает Герман Беляев. – Наш дом старый, 1959 года постройки. Еще будучи старшим по дому, я досконально знал все его проблемы, что нужно ремонтировать в первую очередь. Годами мы устраняли одну неисправность за другой. Это было непросто, постоянно приходилось собирать соседей, решать все организационные вопросы. К сожалению, тогда еще не действовала программа модернизации ЖКХ, чтобы решить все проблемы разом. Несколько позже я сменил место жительства. Когда наконец была принята госпрограмма модернизации, мои бывшие соседи предложили мне быть подрядчиком. Поскольку выбор подрядчика – дело всегда серьезное. А меня они знали не один год...
Прежде всего, жильцы дома провели собрание с подрядчиком, на котором решали, что нужно будет отремонтировать. В этом старом двухэтажном доме - восемнадцать квартир, жители трех из них отказались принимать участие в госпрограмме. По установленным правилам, если пятьдесят процентов квартировладельцев плюс всего один голос сверху - за участие в госпрограмме, то остальным придется быть с большинством и выплачивать кредит за произведенный в доме ремонт.
После собрания подрядчик в лице предприятия Германа Беляева и заказчики в лице его бывших соседей заключили договор. Благо кондоминиум на этот дом был оформлен ранее. По договору подрядчик должен был отремонтировать фасад здания.
- Стоимость ремонта фасада по произведенной оценке составила 19 миллионов тенге, – рассказывает Герман Беляев. – Для своих бывших соседей я сделал скидку до 11 миллионов 380 тысяч тенге. Во-первых, за счет того что достал стройматериалы по более низкой цене. Здесь сразу хочу посоветовать будущим участникам госпрограммы обратить внимание на этот момент – именно стоимость строительных материалов может составить довольно внушительную сумму. Так что при выборе подрядчика и по ходу работ очень важно учитывать этот момент. Существенную скидку мне удалось сделать еще и потому, что в расходы я не закладывал прибыли подрядчика. То есть я отказался от прибыли, чтобы сделать ремонт для бывших соседей более дешевым.
В общем, на эти средства мы сделали основательный ремонт фасада, в результате чего дом стал выглядеть как новый. Кроме фасада по своей инициативе мы еще сделали вентиляцию в доме, поменяли окна и двери в подъездах, благоустроили двор. Здесь, кстати, мне пришлось столкнуться с парадоксальной проблемой: в рамках программы модернизации средства выделяются лишь на ремонт самого дома, а на благоустройство двора - нет. Но ведь любой хороший дом смотрится неважно, если в его дворе грязь и бардак. Одно неотделимо от другого. В данном случае мы сделали благоустройство на средства подрядчика. Но в будущем хотелось бы, чтобы этот вопрос как-то урегулировали, и благоустройство дворов стало неотъемлемой частью программы модернизации.
Герман Беляев: «Мы сделали основательный ремонт фасада, в результате чего дом стал выглядеть как новый...»
Практика подсказывает
- В результате этой работы вы приобрели хороший опыт в рамках программы. Какие еще нужны изменения в госпрограмме? - интересуюсь я.
- Уже будучи подрядчиком на других объектах, где я также работал в рамках программы модернизации, столкнулся с несколькими моментами, которые желательно решить для более эффективного действия программы. В частности, при работах в рамках программы модернизации нельзя переносить коммуникации. Например, электропроводка в здании проведена по старой советской схеме. Тогда в комнатах было по одной розетке. Сейчас, в век электроприборов, этого, конечно же, мало. В каждой комнате должно быть несколько розеток. И к дому, соответственно, нужно подводить новый кабель. То же самое можно сказать про замену водопроводных и других коммуникаций. Госпрограмма не предусматривает расход средств на подобный, зачастую необходимый перенос коммуникаций. Вернее, этот перенос можно делать только за счет самих жильцов. Я хочу уточнить: речь идет не о замене ветхих коммуникаций на прежнем месте – с этим проблем нет. Я говорю о прокладке их в другом месте, что является довольно сложной процедурой.
Кроме того, не все виды работ подлежат оплате в рамках программы. Если прежняя крыша была рубероидная, плоская, а жильцы хотят поменять ее на шатровую – также необходимо менять проект. Это деньги, которые нужно заплатить проектировщикам, экспертам и так далее. И опять за счет жильцов. Или, например, жильцы выбрали меня в подрядчики, и я произвел расчеты, оценку работ, составил проекты. Все это, к примеру, стоило мне от полутора до двух миллионов тенге. А жильцы после произведенных мною работ вдруг решили отказаться от участия в госпрограмме или решили выбрать другого подрядчика. А ведь я уже понес убытки! И как быть в таком случае? Такой момент тоже отпугивает многих подрядчиков, ведь нет особых гарантий. Конечно, это не такое уж распространенное явление, но все-таки...
Опять же, чтобы принять участие в госпрограмме, нужно сначала иметь средства на оформление смет, предварительных расчетов и тому подобное, а это миллион тенге или того больше. Ведь деньги в рамках программы дают уже после заключения договора, а если до этого у меня нет таких денег? Или я не хочу ими рисковать, не имея уверенности?
- И какой выход предлагаете?
- Считаю, что надо сначала определить, какие дома в каком ремонте нуждаются. Это могла бы сделать жилищная инспекция как надзорный орган госпрограммы. Конечно, в сотрудничестве с частными фирмами, проводящими инженерное обследование. В общем, чтобы оценка ремонтных работ на определенном доме производилась за счет бюджета, а не за счет подрядчика. Также изменились
СНиПы – сейчас дома должны быть более утепленными, чем в советское время. Исходя из этого расценки на строительство тоже должны меняться. В общем, подобные вопросы необходимо решать в комплексе. Кстати, самим жильцам я советую стать настоящими хозяевами. Выбирая подрядчика, оговаривать с ним абсолютно всё. Чтобы не получилось так, что жильцы представляли себе одно, а подрядчик сделал совершенно другое.
Безусловно, эта программа очень своевременная и нужная. Просто существуют моменты, которые необходимо решать, и это нормально. Самое же главное – переломить сознание людей, внушить им, что раз они стали собственниками квартир – они сами и должны заботиться о состоянии своего дома. Когда изменится сознание людей на этот счет, тогда и наши дома изменят свой облик.