Вторжение
Уверен, что большинство костанайцев понятия не имеет, какая разница между безобидным зелененьким кузнечиком и, например, всеядным итальянским прусом. Поэтому сообщения о том, что южные районы области подвержены нашествию саранчи, теоретически в нашем сознании страшных образов не вызывают. Мы не видим, как эта интернациональная банда с красивыми именами – марокканская кобылка, атбасарка, азиатская саранча, сибирская кобылка и все тот же итальянский прус – устраивает тотальную резню всему, что растет на ее пути. В 1999 году площадь распространения саранчи в республике достигла рекордных за всю историю целинного земледелия 80 млн гектаров. Возможно, именно это явление сподвигло американского режиссера Иэна Гилмора в 2005 году снять триллер по имени «Саранча», которая, вырвавшись из секретной лаборатории, устраивает человечеству нешуточную встряску.
Нашествие саранчи ученые определяют цикличностью в 10-12 лет. По сообщению нашего Минсельхоза, начиная с 2005 года, наш биологический враг постепенно накапливал силы, укореняясь в залежных землях, пастбищах, посевах многолетних трав и особенно на фермерских клетках, на которых с момента передачи их в аренду отродясь не было ни плуга, ни бороны.
А этого вредителя Сергей Миронов снял в поле,
на панели редакционного автомобиля.
Как отмечают эксперты, в бросовых землях регулярные полномасштабные наблюдения за состоянием популяций саранчи не проводились, противосаранчовые меры не предусматривались и не велись. Чем, скажите, не рай для колонны агрессоров? «По прогнозам, в текущем году ожидается значительное увеличение распространения саранчовых вредителей на площади около 3 миллионов гектаров», предупреждал фермеров Минсельхоз. В марте аким области Нуралы Садуакасов на совещании с активом Камыстинского района призвал крестьян готовиться к саранчовой атаке. Так что, когда в мае саранча начала активное вторжение в несколько областей республики, то для закупки пестицидов и химической обработки полей из республиканского бюджета было выделено более 1,8 млрд тенге. Костанайцам досталось 200 млн тенге. То есть болееменее наши крестьяне были готовы к отражению. Однако победного блицкрига не получилось. Саранча навязала затяжную войну костанайцам на площади полтора миллиона гектаров. Выкурить врага не такто просто.
У нас постоянно дежурит самолет на границе с Оренбургской областью, с которой стыкуются поля Камыстинского района: там замечены большие кулиги (скопления) саранчи, говорит мне региональный директор ТОО «ИволгаХолдинг» Вадим Бездольный.
Большие – это сколько?
Это может быть и 5, и 15 гектаров плотнозаселенной площади. На каждом ее квадратном метре от одной до полутора тысяч особей саранчи. Допустимым считается количество саранчи не более пяти особей на тот же метр.
Подобный же пример готовности к отражению агрессии демонстрирует и Борис Князев на полях своего товарищества «Алтынсаринское». Но это лишь островки в море саранчовой напасти. В соседствующей с нами Оренбургской области в 35 районах и четырех городах введен режим чрезвычайной ситуации. В начале июля забили тревогу челябинцы. Тревожно в Башкирии. А границ для перетока саранчи к нам не существует.
Тактика захвата
Есть стадные и нестадные виды саранчи. Нестадные – это те ее виды, которые ведут тихую и незаметную жизнь в своих ареалах. Тупая морда с мощными челюстями излучает спокойствие и отсутствие агрессии. Из еды только зелень. Между тем фитосанитарные службы настоятельно рекомендуют фермерам именно в этот период давить врага в его же логове. Химией, боронованием, выполнением всего агротехнического комплекса…
. Доктор биологических наук, профессор Казахского агротехнического университета им. С.Сейфуллина Валерий Ажбенов рассказывает:
Наиболее благоприятные факторы для саранчи тепло, земля, вода и зелень. Чем жарче, тем больше она съедает. В среднем одна только особь откладывает до 1,5 тыс. яиц. А ее личинки питаются постоянно и днем и ночью. Взрослая саранча, вес которой составляет около грамма, ежесуточно съедает в 23 раза больше своего веса.
При таком темпе размножения и зверском аппетите нестадная саранча быстро проходит эволюционный путь и становится стадной. В жаркую и сухую погоду личинка может пройти за пять дней все стадии роста и превратиться во взрослую особь. Некий коллективный разум заставляет ее сбиваться в живые облака, достигающие от 10 км в ширину и до 150200 км в длину. Отныне мозг саранчи постоянно нацелен на поиск пищи. Ее крылья развивают скорость 1520 км/час, а способность держаться в воздухе без дозаправки на земле доходит до 20 часов.
Без иллюзий
С такими данными саранча становится мощным биологическим оружием, чью опасность нашим продовольственным запасам мы зачастую легкомысленно недооцениваем. Сошлюсь опять на профессора Валерия Ажбенова, который заявляет: «Многолетний мировой опыт проведения противосаранчовых кампаний показал бесперспективность массированного применения химических средств в период пика вспышки массового размножения. Инсектициды обычно обеспечивают лишь временное снижение численности и вредоносности в очагах их применения, но в целом практически не могут повлиять кардинально на ход динамики популяций».
Личный опыт столкновения с саранчой у меня произошел на стыке границ Аулиекольского и Наурзумского районов. В глухой степи, где единственной радостью оставалось безымянное озеро, мы расположились лагерем. Был полный штиль. И вдруг в этом абсолютном безветрии стал нарастать шум. Это было похоже на то, будто ктото невидимой огромной щеткой вычесывал степную растительность. Это была саранча. Миллиарды черных особей текли широкой волной на наш лагерь. Они зависали на растениях, и через минуту от сочного разнотравья оставались сухие мертвые былинки. Саранча двигалась ровными фалангами, соблюдая между собой четкую дистанцию, словно подчиняясь невидимой сильной воле. Не было начала и конца этому потоку. Мы ушли на воду и оставались там часа три. Когда вернулись, саранча продолжала свой безостановочный, безжалостный и монотонный путь.
Как тут не вспомнить кинотриллер Иэна Гилмора…