Национальный праздник Франции, по сути, подвел итоги первого года президентства Франсуа Олланда.
День взятия Бастилии популярен во всём мире. С 2000 года, например, этот день официально отмечают жители немецкого Дюссельдорфа. Но в нынешнем году к празднику особое отношение – он стал своеобразным Рубиконом в деятельности нынешнего главы государства Франсуа Олланда.
В интервью французской прессе президент главным направлением своей деятельности назвал борьбу с международным терроризмом. Не случайно официальными гостями на празднике стали глава Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун и исполняющий обязанности президента Мали Дионкунде Траоре. Хотя бюджет торжества был урезан, его военная часть прошла на высшем уровне. Правда, многие заметили: во время церемонии Олланд выглядел несколько удручённым и растерянным. Одна из причин, по мнению большинства французов, усталость от власти.
При прежнем президенте-социалисте Франсуа Миттеране (1981-1995 гг.) во Франции также было немало проблем. В основном экономических. Тогда социалисты попытались провести ряд преобразований. Не получилось. В 1993 году после поражения на парламентских выборах тогдашний премьер-министр - социалист Пьер Береговуа (потомок украинских иммигрантов) даже покончил жизнь самоубийством. Проиграет ли правым нынешний президент Франции пока говорить не время. Однако кое-какие итоги его пребывания у власти заставляют оглядываться на историю.
Еще год назад французы надеялись на серьёзные перемены с приходом президента-социалиста. Но сегодня его готовы поддержать не более трети жителей страны. Эти «рекордные» цифры открыто дают повод называть Франсуа Олланда самым непопулярным президентом в истории страны. Неделю назад рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинг Франции с наивысшего ААА до АА+. Причиной тому стал стремительный рост государственного долга, достигшего 96 процентов ВВП.
Премьер-министр Франции Жан-Марк Эйро ещё в конце июня объявил о сокращении бюджета на 1,5 миллиарда евро в 2014 году. В период Пятой республики, то есть с 1958 года, подобного не случалось. И этот повод оппозиция уже использует.
Вместо обещанных сотен тысяч мест для безработных во Франции идёт сокращение производственных мощностей, а конкурентоспособность французских товаров на внешнем рынке резко падает. Налог на роскошь мало что дал. Разве что побудил известного актера Жерара Депардье в знак протеста уехать в Россию. Став безумно популярным при прежнем президенте-социалисте, Депардье не лучшим образом повлиял на имидж сегодняшней власти. Кроме того, недоумение у соратников-социалистов вызвала яростная депортация цыган, поскольку иммиграционная тема во время предвыборной кампании выгодно отличала Олланда от конкурентов.
Зато другое свое обещание он выполнил – легализовал однополые браки. Большая часть общества посчитала это глумлением над французскими любовными традициями и вышла на площади.
Источником социальных и внутренних проблем французы всё чаще называют самого Олланда. Уже осенью 2012 года во французской прессе настойчиво начали озвучивать мысль о возможной передаче власти «уставшего президента» какому-либо соратнику по партии. Наиболее вероятной кандидатурой называли министра внутренних дел Мануэля Вальса, которого сравнивали с Николя Саркози (прежде, чем стать президентом, он также занимал пост главы МВД и проявил себя, решая сложные социальные вопросы). Вальса считают человеком действия, способным принимать решения и не меняющим свои принципы.
Что в итоге? Франция, как и вся Европа, в непростых условиях вынуждена бороться не только за выход из экономического и политического кризиса. Дополняют этот блок проблем одиозные решения власти, совершенно не свойственные «свободолюбивой стране». Причем эти одиозные решения могут быть заразительными и привести к нежелательным последствиям. Например, в тех странах, которые вместе с Францией отмечают День взятия Бастилии.