Принятие поправок в пенсионное законодательство еще не означает, что оно сразу же заработает.
Речь, в частности, о едином накопительном пенсионном фонде со стопроцентным государственным участием. Первоначально ставилась задача запустить его механизм с 1 июля. Однако, похоже, сроки затягиваются. Теперь называются два новых – начало августа (предположение пенсионного фонда «ГНПФ», на базе которого предполагается объединение) и сентябрьоктябрь. Есть и те, кто считает, что для создания законодательной базы по ЕНПФ потребуется не меньше года. Интересно, что правительство официально никаких сроков не называет. Предположения, в основном, делают эксперты. Например, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Жаннур Ашигали. Основной причиной затягивания процесса по созданию ЕНПФ он называет проблему выкупа акций накопительного ПФ Народного банка Казахстана. Банк уже оценил активы фонда, и они оказались больше стоимости акций БТАбанка, которые взамен предлагало ему правительство. Этот пенсионный фонд самый крупный игрок на частном пенсионном рынке. Речь идет даже не о миллионах о миллиардах доходов. По мелким пенсионным фондам тоже есть вопросы. «Атамекен», например, получил предписание Нацбанка о нарушении закона о рынке ценных бумаг. А «Республика» хотела официально пойти под Цеснабанк (надо полагать, преследуя какието коммерческие цели), но запретил Нацбанк.
Между тем промедление с реальным появлением ЕНПФ, полагают аналитики, влечет за собой большую проблему. Деюре все еще существующие пенсионные накопительные фонды, предвидя скорую кончину (а иначе зачем было государству затевать реформу), не оченьто рвутся проявлять деловую активность. И поэтому деньги казахстанцев как бы замерли. Хуже того, в мутной воде перемен уже отметились мошенники. Как известно, в НПФ «Капитал» были случаи, когда у нескольких вкладчиков без их ведома были сняты миллионные суммы. Схема была такой. В пенсионный фонд приходит человек с нотариально заверенной копией документа и доверенностью от якобы уехавшего в Россию человека и требует отдать деньги. Фонд отдает. Только позже выясняется, что документы – подделка. И сейчас во всех филиалах пенсионных накопительных фондов ( эту информацию подтвердили в «УларУмит») нотариальные подписи на доверенностях при выдаче пенсионных накоплений перепроверяются. Впрочем, в области уже не все фонды можно найти. Например, «Республику». И это даже создало проблемы некоторым кандидатам в сельские акимы, которые обязаны были предоставить выписки с пенсионного счета. Похоже, у «Республики» жив лишь республиканский центр.
Но традиционно вернемся к такому показателю работы пока еще существующих пенсионных накопительных фондов, как коэффициент номинального дохода. Как и месяц назад, чудеса показывает «Отан». По умеренному инвестиционному портфелю он по доходам обогнал официальную инфляцию, а по консервативному портфелю (деньги уже вышедших на пенсию казахстанцев) – догнал ее. Ближе всех к «Отану» НПФ «Астана» и НПФ Народного банка Казахстана, однако разрыв между ними всетаки ощутимый. В аутсайдерах – «ГНПФ», «ГРАНТУМ». Однако, если ктото из вкладчиков захочет перейти к лидеру, сделать этого он не сможет. На переход наложен официальный запрет.
Ну и в конце информация для тех, кто печалится по поводу повышения пенсионного возраста для женщин в 2018 году. Недавно французские ученые установили, что повышение пенсионного возраста может способствовать уменьшению риска развития слабоумия и других аналогичных расстройств.