«В США казахстанская говядина попала бы в категорию «мясо счастливой коровы», – говорит Алдан Сагитов, руководитель компании, поставляющей искусственное мясо в Казахстан. – Это корова, которая вела полноценную жизнь – паслась на пастбище, пила родниковую воду и заигрывала с быками. Рыночная стоимость такой говядины – 20 долларов за килограмм. В США коровы обречены жить в стойле, получать лошадиные дозы антибиотиков и умирать от ударов тока. Но даже такое мясо от трех долларов за кило считается дорогим. При производстве колбасных изделий и гамбургеров все чаще используется так называемое сырье – микропротеин из грибов, дрожжи, ароматизаторы».
Алдан Сагитов продает соевое мясо в специальных пакетах. Его изготавливают из смеси гороха, сои и подсолнечного масла. Есть «мясо» со вкусом говядины, есть со вкусом курицы. Продукт у него покупают люди, больные диабетом, и те, кто собрался в поход. По словам Алдана, другого мяса в Китае, откуда он поставляет этот товар, сейчас практически не осталось.
«Искусственное мясо, выращенное в пробирке, – это тоже реальность, – соглашается Сагитов. – В чашках Петри можно нечто подобное вырастить даже в условиях обычной лаборатории».
Единственная проблема заключается в том, что такое производство требует потребления электроэнергии. Мясо растет само по себе в биореакторе, потому что на него воздействуют электрическим током. То есть его накачивают, как в культуризме. Оно бесцветное, но имеет вкус и консистенцию мяса. И самое главное – оно стерильное. Такое мясо можно без боязни есть сырым. И что самое главное – нулевое содержание жира. На заводах, где будут создавать искусственное мясо, этот процесс будет непрерывным – его будут производить столько, сколько нужно.