Начало
Вечером в пятницу 9 августа инспекция Тобол-Торгайского бассейна сообщила об увеличении сброса воды из России. Вскоре станет известно, что в Варненском районе Челябинской области прорвало дамбу Михеевского ГОКа. В начальной фазе ширина потока составила два с половиной километра при высоте пять метров. На гидропосте «Аят» в селе Варваринском в этот момент еще было тихо.
Тем же дождливым вечером 9 августа в село Тарановское стали прибывать пожарные, полицейские и спасатели. Были мобилизованы работники районного акимата и сельхозформирований региона. Через день, вечером 10 августа, в Тарановское прибыл батальон войск МЧС из Караганды.
- Сколько у тебя вчера обедало? Сегодня будет еще 69 человек, – сообщила женщина на площади перед районным акиматом.
- Хорошо, только хлеба в Тарановском нет.
- Нет хлеба?
- Ну да – его раскупили.
Хлеб на ужине был, а среди жителей корреспонденты не заметили паники. Никто не верил, что вода придет в августе.
Ручей
Главную линию обороны спасатели заняли в поселке Николаевка (10 км от райцентра). В Тарановском основной удар ожидался по улице Набережной в районе бывшего Лесхоза. На обочинах улицы в линию вытянулись тракторы с прицепами для вывоза мебели и КРС. Недалеко от берега, рядом с огромными кучами грунта и глины, стали выстраиваться грузовики и погрузчики. Люди в погонах и камуфляже смешивались с любопытными жителями села.
- Хи-хи, ха-ха – дураки какие-то, - мужчина заканчивает разговор по телефону. – Я им говорю - вода идет, а они мне: О-о, рыба будет…
- Да ну, я пошел телевизор смотреть.
- Эвакуироваться?! Вы смеетесь что ли? Пойдемте, я покажу вам свой холодильник.
- Да ничего не будет. Где вы видели паводок летом!
Отдельные разговоры сложились в общий шум и настроение Набережной. В тучах появился просвет, и над всем неожиданно раскинулась полная радуга. Мы подошли к реке, скрытой самодельной дамбой, и поняли насмешки жителей. В заросшем овраге метров 6-7 глубиной тек скорее ручей, чем река. Из-под веток клена появилась утка с утятами.
- Вон оттуда вода придет… У меня в Николаевке семья. Что там – не слышно ничего? – спрашивает мужчина у окружающих.
- На Варваринке вода поднялась до семи с половиной метров, - ответили ему.
- Еще держат?
- Недолго осталось. Вода прибывает по 3-5 сантиметров в час.
На этом берегу стояли серьезные мужчины. Все вглядывались в горизонт и пытались увидеть большую воду. Утка крякнула на утят – они ныряли и разбегались в разные стороны.
Не верю
- Сумасшедший дом какой-то, - из-за машины вынырнул пожарный.
- Что случилось?
- Хожу по дворам с утра. Никто, еще никто не захотел эвакуироваться. А вот когда вода покажется – все будут бегать и рвать на части. Бегите к нам, нет, к нам – у меня телевизор, у меня поросята. Несите, спасайте…
Рассерженный пожарный ушел.
- Муж на вахте, в Западном Казахстане. Звонила, не верит, ругает за то, что я переставила вещи на столы и шкафы. И правда, мы в этом доме живем 32 года и еще ни разу не помним наводнения летом, - рассказала Наталья Гаврилюк. – На всякий случай я собрала пакет небольшой, документы и кур закину на баню. Собаку отвяжу и выпущу. До последнего буду находиться в доме.
Ночью
С наступлением темноты в Тарановском оживленно. Ездят машины, смеются девушки, полицейские и добровольцы с мощными фонарями обходят улицы. Большой воды по-прежнему нет. Солдаты батальона МЧС, в/ч 52859 располагаются на ночлег в спортзале ДЮСШ. В оперативном штабе звонят телефоны – новости неутешительные. Вода преодолела Варваринку.
Ночью аким Тарановского района Бакберген Утеулин отправляется в Николаевку. Недалеко от села автомобиль съезжает с грейдера и резко останавливается. Вода пришла – там, где вчера была степь, разлилось озеро. Фонари выхватывают темную массу с мусором и вырванным камышом, который плывет очень быстро.
- Посмотрите на течение. Километров 20-25 в час…
- Мы ожидали ее в 5 утра, а она пришла намного раньше…
Николаевка дрожит от мощного гула. Огромные грейдеры гребут грунт к берегу. В темноте сигнальщики с фонарями показывают погрузчикам, куда ссыпать землю для дамбы. Началась борьба человека и стихии.
Последний фронт
В Тарановском оживления нет – село почти спит. Возле дома на Набережной под фонарем четверо человек играют в карты, в «верю, не верю». «Ходи, Диман! Два вольта. Нельзя вольты! Десятка, еще десятка, еще десятка – не верю!»
- А вы верите или не верите в то, что вода придет?
- Нежелательно. Хочется верить, что мы не верим. (Смех).
- Так верите или нет?
- Да.
- Нет.
- Хочется не верить.
- Нет, не верим.
Возле другого дома мы рассказали про Николаевку.
- Николаевка – там пойма. Потом будет еще одна пойма. А потом балки – Гнилая, Журавлевская, Больничная. Они остановят движение воды… на некоторое время, - Александр Винников говорит о балках как о фронтах. Около часа ночи последний фронт пал. В Тарановское пришла вода.
Битва начинается
Она пришла тихо и незаметно. Мы поднимались на самодельную дамбу и всматривались в темноту. Ничего не было видно. Лишь когда стало светать – мы поразились. Глубокий овраг, где плавала утка с утятами, был заполнен коричневой мутной водой. Островки камыша проносились мимо. До вершины дамбы оставалось только два метра. В 5 утра на Набережной загудела техника. В 6 утра на реке показался плот из пенопласта. На нем сидели двое молодых людей и гребли штыковыми лопатами.
- Вы куда гребете?
- К берегу, – крикнули они и скрылись в тумане. (Это утро было очень туманным).
Полицейские и спасатели бросились к машинам и отправились на мост, чтобы перехватить пловцов. Возле моста они так и не показались. Вскоре всем стало не до них.
Человек против стихии
Утром 11 августа над Тарановским взошло розово-красное солнце. Около 7 утра вода нашла первое слабое место в плотине. Тонкий ручеек пробился на сушу. Подъехал КамАЗ и засыпал его глиной. Течь прекратилась, а плотина держалась. Погрузчики насыпали в грузовики глину, грузовики высыпали глину на самых ответственных участках, тракторы подгребали новые этажи глины к дамбе. Казалось, что эта стратегия работает и будет успешной… Но в этот момент вода ударила с фланга – она вышла через небольшую березовую рощу. Добраться до нее грузовики и тракторы не могли из-за заборов, огородов и самой воды. Река вышла к дому Юдиных, где живут мама Галина и трое сыновей - Павел, Давыд и Григорий.
- Знали бы – сено не покупали. 2 тонны, 40 тысяч тенге. Пропадет оно. - Галина собирает в огороде огурцы, потому что и огород должен пропасть.
Братья в это время ведрами носят глину и ссыпают на пути воды. Кучки кажутся жалкими, но в этот момент раздаются команды. К дому Юдиных подошли солдаты из карагандинского батальона. Это был резерв оперативного штаба. В мешках, в корытах, ведрах они стали носить глину и делать новую дамбу… Казалось, что они сумеют остановить реку, и в этот момент из проулка выбежал пожарный и крикнул – дамбу прорвало.
- Я ведь говорила, что все бесполезно! – засмеялась какая-то женщина.
***
- Вода идет своеобразно. Если она на что-то натолкнется, то пойдет по кругу и найдет лазейку. Она живая и умная – всегда ударит там, где ее не ждешь, - заключил мужчина с каким-то шнурком на лбу.
Жители стали собираться в кучки и вспоминать обо всех наводнениях, которые им удалось пережить. Вода и правда была живой – впереди нее бежали разные насекомые, как звери от пожара. Но они часто разворачивались, и бежали ей навстречу. Из земли, недавно покрытой наступлением воды – показываются дождевые черви. Им нужен кислород – но его теперь нет.
Поражение
На Набережной стало много дорожных полицейских. Они требовали, чтобы частные машины покинули ее. Дамбу прорвало только в одном месте – на остальных участках люди продолжали сражаться. Но на улице все как-то незаметно переменилось, стало другим. Встревоженных людей мы стали встречать чаще.
- Вы здесь держите воду – а она со стороны Садовой и парка Лесхоза вышла. Чуть ли не бурлит там!
Парк Лесхоза – это там, где живет Наталья Гаврилюк, женщина, которая хотела остаться в доме до последнего. Мы встретили ее у ворот. Она плакала. Во дворе стояла вода.
- Муж с вахты ругал по телефону, а теперь говорит: «Держись», - сообщила соседка.
За домом Натальи действительно вырывался бурный поток воды. Река стала окружать тех, кто пытался с нею бороться. Около 12 часов дня стало окончательно ясно, что битва проиграна. Противника оказалось слишком много.
Сводки с фронта
В оперативном штабе звонят телефоны, офицеры МЧС напряженнее всего ждут сведений из Варваринки.
- Ничего не пойму – там с 8 утра каждые полчаса уровень воды падает на 1 сантиметр. А у нас прет по-прежнему.
В столовой, в которой на обед собираются все бойцы – только и слышно: Варваринка падает, Николаевка стоит, Тарановка поднимает. Это про уровни воды. Обсуждается слух, что из России идет вторая волна, еще большая, чем прежде.
Около двух часов дня на частично затопленную и покинутую улицу Набережную въезжает кортеж. Вода закрывает колеса, но машины движутся. В село приехал аким области. На улице Темирбаева он провел небольшой совет. Затем отправился к группе жителей. Чтобы дойти до них, ему пришлось обойти дорогу, залитую водой.
- Этот паводок связан с событиями на российской дамбе, - сразу сообщил он. – Водохранилище имело ряд технических несоответствий. Насколько известно - не сработали электрические шлюзы на дамбе, что привело к аварии и значительному порыву. Такую воду не удержишь такими дамбами. И это не тот случай, когда кто-то проспал или не захотел сделать. Поэтому прошу вас отнестись к ситуации с пониманием и без паники…
Баррикада
Дом Юдиных еще не был подтоплен. Григорий был заметно рад.
- Солдаты ушли, когда глина закончилась. Но они, кажется, остановили воду. Уровень не поднимается.
Солдатская дамба была похожа на баррикаду. Мешки с глиной, старые двери и прочее составляли крепкий бастион.
- Я поставил лопату как метку – посмотрим, что будет. Но, кажется, перестала подниматься вода.
- Это потому, что прорвало по Садовой. Здесь ее напор ушел.
- Не знаю…
Значит, не последнее?
Вода пробилась через перекресток Калинина - Озерная. (Всего три часа назад аким области здесь выразил благодарность участникам борьбы с наводнением). Теперь все здесь было в воде. Этот район села считается одним из самых благополучных. Его жители сделали здесь дамбу и направили поток в сторону поля. За полем начинались дома квартала, который в Тарановском иногда называют Шанхаем. Его жители оказались явно недовольны решением соседей. Назревающий конфликт в итоге был разрешен властями. Тяжелая техника стала рыть канаву, которая уводила воду ото всех.
В 17.00 ситуация казалась нетвердой. В 18.00 появилась надежда. К 19.00 она окрепла. К 20.00 большое наступление воды закончилось. Река выдохлась.
Утром 12 августа мне сказали, что вода понемногу отступает.
- А вы нашли ребят, которые плыли на пенопласте?
- Да. Нашли этих идиотов, - ответили в штабе.
После этого я пошел посмотреть на баррикаду солдат. Но не смог пройти к Юдиным. Дом был затоплен…
- Это все из-за того, что в России дамбы продают частникам, – жители села еще обсуждали тему.
- Ну что ж – значит, это было не последнее наводнение…
(Окончательную информацию по итогам паводка в Тарановском читайте в ближайших номерах).