Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Кто кому сломает рога? Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Кто кому сломает рога?

Кто кому сломает рога?

  1. Главная
  2.   »  
  3. Новости


Два джипа шли по песку с предельной скоростью. Когда стало ясно, что от полицейской погони не оторваться, убегающие подожгли один из них и скрылись на другом. Вместе с джипом сгорели и свидетельства браконьерства – рога убитых сайгаков.

В 60-70-е годы прошлого столетия численность сайгаков доходила до 1 млн голов только в нашей республике. Нынешнее поголовье сайгаков казахстанские ученые обозначают 102 тысячами…

Бизнес на крови

А за сутки до этой погони оперативники засекли мобильные разговоры. Один из собеседников находился на территории Карагандинской области, другой – в государственном резервате «Алтын Дала», что в Торгае. Полицейские из нескольких районов начали стягиваться к месту предполагаемых охотников. Расстояние – под тысячу километров... Чем все это закончилось, вы уже знаете.

Чтобы проще было понять, о чем речь, откройте, пожалуйста, карту области. В самом низу ее располагаются Амангельдинский и Жангельдинский районы. Это и есть Торгай. С запада Торгайский клин подпирают гигантские пустоши Актюбинской области, с юго-востока – практически необжитая часть Карагандинской области. Миграционные пути сайги уходят песками в кызылординские дали. Тысячи километров бездорожья и безлюдья. Так вот примерно в середине этого тре­угольника находится государственный резерват «Алтын Дала» – «Золотая Степь». Официальный статус – особо охраняемая территория.

Название красивое, но пока достаточно пустое. Вот уже который год здесь идет война браконьеров с государством за обладание сайгачьими рогами. Китайские медики дают за них очень хорошие деньги. Вы, наверное, не раз сталкивались с объявлениями типа «Куплю рога сайгака. Дорого». Ну так это цветочки по сравнению с тем, что делается в золотом треугольнике. В 2010 году, например, жертвами браконьерской резни стало более 200 голов сайги. Затем небольшое затишье, и вот уже в нынешнем первом полугодии зарезано 27 сайгаков.

Я не подбираю другого слова, потому что сайгаков люди именно режут – под корень спиливают рога, а тушу бросают. Выбирают самцов-рогачей. Особый вид изуверства, поскольку браконьеры в этом случае выбивают основу естественного воспроизводства. Статистика говорит, что если 10-15 лет назад в стадах бетпакдалинской популяции (это как раз сайга нашего региона) насчитывалось 20 процентов рогачей, то ныне всего лишь 5. Это при том, что запрет на сайгачью охоту у нас продлен до 2021 года, а штраф за отстрел только одной туши достигает 300 тысяч тенге.

Но бизнес на крови продолжается.

Пережить мамонтов

Кто такие сайгаки, чтобы мы им сопереживали, а бюджет страны тратил на их охрану и воспроизводство сотни миллионов тенге? Если по-научному, то это очень древний вид антилоп, принадлежащий к так называемой «мамонтовой» фауне четвертичного периода. Подавляющее большинство видов этой эпохи уже вымерло. То есть сайгак – ископаемое, дошедшее до нас через миллионы лет вымираний и эволюции. Жизнь в окружении сплошных врагов: бескормицы, волков, браконьеров, болезней, гонений...

Казахстанские ученые обозначают нынешнюю численность сайгаков 102 тысячами, причем 70 процентов животных приходится на Костанайскую, Актюбинскую, Карагандинскую и Акмолинскую области. Задача сохранения биологического разнообразия закреплена Конвенцией ООН о биологическом разнообразии, и мы, конечно, не за бортом ее международных решений.

Для полноты картины позволю себе небольшой экскурс. В 60-70-е годы прошлого столетия (советский период) численность сайгаков доходила до 1 млн голов только в нашей республике. Старожилы Костаная помнят, насколько были ходовыми шашлыки из сайгачатины по 90 копеек за палочку. Охотхозяйствам спускали план, в основе которого было два соображения: накормить дармовым мясом страну, а заодно и обезопасить целинные посевы зерновых от массового нашествия этих антилоп.

Действительно, сам не раз видел, как эта серая орда тучей движется по клеткам, оставляя после себя измочаленную в пыль пашню. Отстреливали их с машин и самолетов. Пока однажды не задались вопросом: а где сайга? В конце столетия в Торгае ее численность сократилась до нескольких десятков. Есть несколько версий исхода популяции – от действий промысловиков-охотников до инфекционного пастереллеза и последствий испытания ядерного оружия. Но что теперь после драки кулаками махать? Спасать надо оставшееся наследие. Лет 10 назад даже Англия дала нашим спасателям 250 тысяч долларов на эти благие дела.

27 ноября 2012 года правительство страны своим распоряжением создает под патронажем Комитета лесного и охотничьего хозяйства Минсельхоза РК государственный природный резерват «Алтын Дала» на землях запаса Амангельдинского и Жангельдинского районов. Общая площадь резервата – 489766 гектаров. Цель – «для сохранения уникального биологического разнообразия степных и пустынных экосистем Центрального Казахстана». Это был 27-й в республике подобный проект. Но акцент в нем, в отличие от других особо охраняемых территорий, делался на охрану сайгака. Вот как сам Минсельхоз декларировал задачи новой госструктуры: «Функционирование резервата «Алтын Дала» позволит обеспечить круглогодичной стационарной охраной сайгаков этой популяции и будет способствовать увеличению их численности».

Прошло восемь месяцев. Резерват получил на развитие 113 млн тенге, набрал штат сотрудников, есть и начальник – Каскырбай Биржанов. Я спросил, кем он был до этого назначения. Ответил: «Предпринимателем». Честно говоря, лучше бы он им и оставался. А то будто на амбразуру бросили безоружного человека. И вот почему…

Конно-авиационные идеи

Презентуя Торгайский проект, Ерлан Нысанбаев, председатель Комитета лесного и охотничьего хозяйства МСХ, заявил: «Мы сегодня охватили стационарным методом охраны сайгаков два миллиона гектаров земли. Это территория практически одной европейской страны». Большая страна. И надо признать – с большой Торгайской дыркой посредине. Потому что назвать охраняемой территорией то, что подведомственно господину Биржанову, по силам лишь человеку с недюжинной фантазией. Заявленная комитетом штатная численность 112 человек и 25 единиц спецтехники на самом деле фикция.

Во всех хитросплетениях восьмимесячной «Алтын Дала» в первых числах августа разбирались областная прокуратура, ДВД области, профильные госучреждения. Интересно было наблюдать, как все эти люди в погонах и без искренне пытаются решить вопросы, которые, по сути, изначально были и остаются в компетенции минсельхозовского комитета. Вот резюме областной прокуратуры: «На сегодняшний день резерват «Алтын Дала» не способен обеспечить качественное исполнение своих охранных функций, поскольку не располагает достаточным количеством технических средств и квалифицированными специалистами».

Действительно, какие специалисты поедут в глухую степь на 40 тысяч тенге оклада, без предоставления жилья, оружия, знаков различия, форменной одежды? Был, например, заместителем у Каскырбая Биржанова некий ветеринар, но выяснилось, что у него непогашенная судимость… А ведь резерват – это не только охранники. Откуда «Алтын Дала», будучи еще в минсельхозовских планах, собиралась приглашать ученых-биологов, охотоведов, которых в республике по пальцам пересчитать? Тем более что, как озвучил господин Нысанбаев, в резервате собираются поселить лошадь Пржевальского и куланов.

А теперь глянем на расклад сил. У нас на 500 тысяч гектаров несколько уазиков, тонущих в песках, маломощные средства связи и крайне низкая оперативная осведомленность о происках сайгачьих врагов. У них: мобильные головорезы на быстроходных джипах и мотоциклах, вооруженные до зубов, и, само собой, спутниковая навигация плюс информаторы в аулах. Догадайтесь, кто выиграет этот тайм? На совещании прозвучало предложение пересадить егерей на лошадей – дескать, эти-то везде пройдут. Перебороло другое предложение: изыскать резервату вертолет, но не тихоходный МИ-8, а юркий «Робинсон», а еще лучше, если территорию «Алтын Дала» будут сканировать беспилотники – ну, типа тех, что применяет Израиль в военных целях и в сельском хозяйстве… Хотя, мне кажется, быстрее всех будет исполнено предложение одного из природоохранных ведомств снабдить резерват методической литературой.

Пока только фарш

Фактически Астана сбросила резерват «Алтын Дала» в нашу область в виде сырого полуфабриката, из которого, чтобы сделать широко разрекламированный конечный продукт, надо крепко постараться. Тяжкая это работа – из болота тянуть бегемота. До сих пор вдоль границ резервата не установлены охранные зоны, не разработан его паспорт, нет плана управления на пятилетний период, нет взаимодействия с природоохранными структурами соседних областей. Какая же это особо охраняемая территория, ежели на ней ни шлагбаумов, ни человека с ружьем? А если кто и появляется с пистолетом на бедре, так это редкостный, ввиду хронической малочисленности и безлошадности, природоохранный полицейский…

«Алтын Дала», если подходить с человеческими мерками, в восьмимесячной растерянности. Охотники за рогами все это знают. И не упускают возможности в этом широком безграничье беспощадно ломать рога животным, которых мы столько лет пытаемся спасти от полного уничтожения.

****

«Пережидая вечерний зной, сайгаки по ночам шли на водопой к столь редким и далеким источникам влаги… Одно из стад следовало так близко от пригорка, где находились волки, что тем явственно были видны сквозь призрачно освещенный травостой чия их быстро скользящие бока и спины, приспущенные головы самцов с небольшими рожками. Они всегда движутся с опущенной головой, чтобы не испытывать лишнего сопротивления воздуха, ибо в любой момент готовы рвануться бегом. Так устроила их природа в ходе эволюции, и в том главное преимущество сайгаков, спасавшихся от любой опасности бегством. Даже если они ничем не встревожены, сайгаки обычно идут размеренным галопом, неутомимо и неуклонно, не уступая пути никому, кроме волков…»

Чингиз АЙТМАТОВ. Плаха.

 

Просмотров: 2119
Нравится: +0
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран