Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в Стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира назвал среди главных направлений развитие системы современного образования и подготовку высококвалифицированных кадров. Перед началом нового учебного года мы обратились к экспертному совету «КН» с вопросом, вынесенным в заголовок.
– Нам нужны образованные люди в сельской местности, будь то производство или социальная сфера. Много в этом вопросе зависит от власти, но ещё больше от организаторов образования, от того, как они вникают в жизнь учебных заведений. А в них всё так же не хватает компьютеров, всё так же очень долго загружается Интернет и т. д. Или другой вопрос: кто должен отвечать за то, что в государстве не хватает тех или иных специалистов? Могу сказать навскидку, какие кадры нужны Костанайскому району: строители, работники коммунальной сферы, люди с головой и с руками. Добавлю, что нам нужны любые специалисты высокой квалификации: юристы, музыканты, спортивные тренеры... То есть система образования должна давать профессионалов – для каждой сферы, в достаточном количестве. То, что у нас появляются «лишние» люди с дипломами, это «заслуга» нашего образования. Но, с другой стороны, мы видим, что ситуация анализируется, в том числе главой государства. И я вижу, как школа постепенно становится привлекательной – в районе уже есть такие, где нет вакансий. У нас общая ответственность с системой образования, и результаты тоже общие.
«Учебные заведения пока не успевают за рыночной экономикой»
Роза Сыздыкова, директор Костанайского бизнес-колледжа:
– Чтобы специалисты соответствовали потребностям рынка, мы сегодня должны готовить кадры, которые будут работать в 17-м, 18-м, в 20-м годах. Но здесь возникает вопрос: кто должен показать вектор развития экономики? Работодатель? Лично я не уверена. Пока слишком много работодателей, которые ищут дешёвую рабочую силу, тех, кто не требует социального пакета и забот о себе. Например, остаётся большой проблемой производственная практика. Если и берут на практику, то бесплатно. А чаще не берут, правда, могут расписаться в документах, что якобы практика пройдена. Есть ещё один аспект: завышенные ожидания молодёжи. Они стараются выбрать себе профессию, которая позволит много зарабатывать, иметь «быстрые деньги», причём не завтра, когда придут опыт и навыки, а сейчас и сразу. Винить их за это не стоит, так как деньги стали играть в обществе очень большую роль. А коль так, надо учить молодых людей деньги зарабатывать.
«Любое общество имеет тот уровень образования, который оно заслужило»
Арсен Керимбеков, независимый эксперт, г. Астана:
– Надо задаться вопросом: с какой целью молодой человек поступает в пединститут? Мы знаем, какие цели были у тех, кто учился на учителя 40 лет назад. А сегодня мы не знаем, но догадываемся. Даже ЕНТ показывает, что порог знаний у будущих учителей невысок. Почему уже на этом этапе мы не бьём тревогу? Ведь троечник с высшим образованием придёт в школу учить наше будущее. Сегодня мы наблюдаем социальный казус: все стремятся к высшему образованию. Зачем? Чтобы стать хоть маленьким начальником. Есть и другой ответ: молодежь ищет чистую работу, её даёт высшее образование. А у японцев, к примеру, такой проблемы нет – у них дворник управляет современными механизмами и т. д. Пока мы будем идти этой длинной дорогой, надо хотя бы начинать платить деньги за чёрную работу. Статус рабочего человека определяет зарплата. Эти тонкости зависят и от уровня образования в стране – он такой, какой мы заслуживаем.