Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Макка КАРАЖАНОВА: "Можно ли научить украинцев делать бесбармак?"Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Макка КАРАЖАНОВА: "Можно ли научить украинцев делать бесбармак?"

Макка КАРАЖАНОВА: "Можно ли научить украинцев делать бесбармак?"

  1. Главная
  2.   »  
  3. Новости

Сегодня в собеседниках «КН» не просто наша землячка. Она в своем роде пионер на Украинской земле – организовала там казахскую диаспору. Знакомьтесь – Макка Каражанова, глава казахского землячества в Харькове.

Не так давно костанайская делегация побывала в Украине, о чем мы уже рассказывали. И первой, кто нас там встретил, была Макка Каражанова. Как нам её представили, «главная казашка Харькова».

– Макка Сагангалеевна, вы как на Украину попали?

– Я из-под Уральска. Там родилась и выросла. А как школу окончила, решила поиграть в самостоятельность. В 1984 году приехала в Харьков поступать в институт общественного питания. Хотела стать экономистом внешней торговли.

– Почему именно сюда? В такую даль, не в столицу… Могли бы поближе к родине, родственникам, в ту же Россию.

– Вообще-то ехала я в Белоруссию, в Минск. Там у моего папы большие друзья. Они предложили поступать в тамошний политехнический институт. Но в 1984-м там как раз проходила всемирная спартакиада. И границы все «прикрыли» – мол, никого не впускать. А я уже в Москве к тому времени была, через неё в Советском Союзе все студенческие пути были. И мой одноклассник, который тоже выехал из родных краев в поисках себя, предложил поехать в Харьков. Прикинули, куда можно поступить, сдали документы. Но в первый год я не прошла… Однако домой не захотела возвращаться. Пошла работать на завод, весь год готовилась, не вылезала из библиотек. А там и семью завела, так сказать, укоренилась.

– Как получилось, что вы возглавили казахскую диаспору?

– Это было в 2006-м – год Казахстана в Украине. И получилось так, что губернатор области, вручая мне грамоту, сказал, мол, ещё одна достойная кореянка заслуженно получает награду. А там и правда среди награждаемых были сплошь корейцы. Тут возмутилась, мол, не кореянка я, а казашка. Губернатор немного опешил и переспросил: «Точно казашка?» – «Точнее не бывает!» – отвечаю. – «Тогда после вручения сразу ко мне в кабинет». Заинтриговал. Прихожу, он мне с порога: «У нас казахов много, народ дружный и гостеприимный, а казахского землячества почему-то нет. Так не пойдет». Ну и предложил восполнить этот пробел при его личной поддержке.

В итоге выяснили, что только в Харькове не одна сотня казахов проживает, а по области и того больше. Я очень активная, участвую во многих проектах, женских движениях. Так сказать, борюсь за гендерность. Женщина несет в себе созидательное начало, поэтому общество, в котором она имеет равные права с мужчиной, всегда процветает.

Я больше 12 лет работала в женском общественном объединении, которое имело всеукраинское значение. От этого движения я была делегатом ООН в 2007 году.

– Но вы ведь женщина Востока. То есть, воспитанная в традициях, когда мужчину ставят на первое место. Откуда такие «революционные» настроения? Свободный ветер прозападной Украины?

– Это неправда. Если проследить историю Казахстана, даже когда у нас было еще тенгрианство, существовало равноправие. У казахов первым правилом было – демократия в семье. Женщина ощущала себя на одном уровне с мужчиной: и в труде, и в семье. Она следила за домом, за детьми. Но когда приходилось воевать, выходила на битву наравне с мужчинами. Именно поэтому у нас были настоящие героини, такие, как Алия Молдагулова, Маншук Маметова. Они – Герои Советского Союза. Кстати, из Западного Казахстана, то есть, из моего региона.

В моей семье главами рода долгое время были именно женщины. Сначала одна моя бабушка, потом вторая, и все мужчины им подчинялись. Если человек живет созидательно, во благо своих близких, то и почитается выше всех. Я считаю, что самой важной была, есть и остается простая истина: рука, качающая колыбель, правит миром.

Среди казахов было много поэтов, и когда стало мусульманство входить в наши края, когда женщине начали говорить о том, где её место, у нас восстали первыми поэты-мужчины. В своих стихах они говорили о важном значении и месте женщины в развитии общества. О невозможности женского рабства. Тот же Магжан Жумабаев, известный казахский поэт, одним из первых начал поднимать этот вопрос, и пострадал за это.

Кстати, сейчас по всей Украине активно возводят памятники известным мужчинам. Но ведь и женщин-героинь здесь было тоже немало, вот только им памятники не ставят. Я на всех уровнях поднимаю вопрос об этой несправедливости. Думаю, и в Казахстане, увы, такая же тенденция…

– Казахское землячество в Украине существует уже семь лет – срок немалый. Что изменилось? Быть может, поменялось отношение к казахам? Стали отличать от корейцев?!

– (Улыбается) Поначалу в этом вопросе я хотела пойти по проторенной дороге. Побывать у всех добившихся какого-либо успеха казахов, то есть людей влиятельных, и с их помощью продвигать казахскую культуру, традиции в украинском обществе. Мы ведь в Казахстане гопака запросто танцуем! А почему бы местных не научить бесбармак готовить?! Кстати, у нас есть ещё три казахских землячества. Это киевское, крымское и донецкое.

Но в итоге, выбрала свой путь, преобразовав Казахский центр в Казахстанский. Первоначально мы также стали собирать людей на чаепития, по праздникам. Но некоторые встали в позицию, мол, моя хата с краю, ничего не знаю. Их понять можно – своя семья, свои заботы. Из советского прошлого брать девиз – «надо, значит надо» – не стоит. Тем более в этом вопросе. Если сознание человека не доросло до понимания того, что ты не просто носитель культуры, истории, языка своего народа, но и хранитель бесценного сокровища под названием «нация», силком затаскивать в землячество смысла нет.

– Не секрет, что понятие «национальная самоидентификация» нередко используют в политических разборках?

– Нас точно не используют. Я считаю, что пользуются как раз теми «овечками», которые ничего не понимают и не хотят понимать в таких вопросах. Потом выталкивают толпы этих безликих, без собственного мнения «овечек» на митинги, забастовки. А такое землячество, как наше, дает шанс каждому из нас сделать хоть маленький, но вклад в сохранение своих корней.

Вот долгое время был у нас большой офис, содержание которого я сама и оплачивала, бизнес позволял. Но когда занялась поисковой деятельностью, появилось очень много дополнительных дел, поездок. Это касалось участников Великой Отечественной войны, наших земляков, которые пропали без вести на украинской земле. Например, мы нашли останки пропавшей 106-й кавалерийской дивизии, здесь, под Харьковом. Сейчас обнаружили данные ещё о двух дивизиях, в составе которых было немало казахов. А это ведь не просто вышел с лопатой в лес, покопал, и на тебе – нашел могилы пропавших солдат! В этом благородном деле материальных вложений немало – и для поездки в Подольск, и для спецоборудования поисковиков. А в связи с тем, что у нас бензин стоит дороже одного евро, то и расходы на дорогу немаленькие. Обыкновенная поездка в тот же Изюм, от силы час-полтора езды, обходится в 40 долларов. Вот и считайте. Притом, что зарплата здесь в среднем очень низкая, 200-400 долларов.

Два года мы так поработали и мне стало неинтересно.

– Неинтересно?

– Да, я как предприниматель не видела выхода, то есть вкладываюсь, а отдачи никакой. Не в материальном смысле, конечно. Ну, попили чай, пожаловались и разошлись – это неправильно. И в 2009 году я изменила структуру и цели землячества. У наших людей очень много возникает вопросов, когда они попадают в беду или сталкиваются с препонами в том же трудоустройстве или в организации какого-то проекта. Мы помогаем в решении этих проблем. Но не в том случае, когда приходит к тебе казах и говорит: у меня проблема, и вы ОБЯЗАНЫ её решить. А сам и пальцем не хочет шевельнуть. Здесь помощи от меня не жди.

Хотя раньше я считала, что мы и вправду обязаны помогать любому и в любом деле. Но со временем потребительское отношение терпеть не стала. И сейчас мы помогаем только тем, кто хотя бы чуть-чуть вложил в наше землячество. Не денег, нет, а сил, времени, таланта. Может, он спел на казахском языке во время какого-то большого праздника, или помог нам узнать тонкости проведения какого-то национального обряда. Людей, которые сваливаются, как снег на голову, в нашей жизни и без того хватает.

Я не говорю, что встречи за чаепитием – это однозначно плохо. Это хорошо. Но есть момент, когда ты хочешь более реального действия. Когда ты кому-то помогаешь. Кстати, сейчас мы взяли шефство над детскими домами. Ведь среди членов нашего, подчеркну, казахстанского землячества есть и представители других наций, те же украинцы, которые родились в Казахстане, а переехали сюда. Поэтому на Наурыз за харьковским дастарханом собираются чуть ли не все «15 республик – 15 сестер»!

Похвастаюсь: мы уже вышли на международный уровень. Проводим конференции по вопросам межнационального согласия. Приглашаем ученых из Казахстана, казахов-активистов общественных движений из других стран – от ректоров вузов до глав регионов.

– На ваш взгляд, Украина делит общество по национальному признаку?

– Нет, здесь такого нет. Толерантность на самом высоком уровне. Всё поставлено или, точнее, «заточено» на то, чтобы национализма не было. Бывает, конечно иногда… Но я считаю, что сами диаспоры виноваты, живут закрыто, как будто тайное общество. И этим людей только отпугивают. Например, арабские диаспоры. Меня же награждают по предпринимательской деятельности вне зависимости от того, украинка я, или казашка. Но благодарна я, прежде всего, своим родным и своей Родине за то, что вложили в меня в самом начале жизни правильные приоритеты: уважать, любить, трудиться.


Просмотров: 3692
Нравится: +1
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран