Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Однако не всегда наши ожидания оправдываются.
Материал возил из России, работу делал качественно, так что через год-другой клиентов стало много. Казалось, живи и радуйся! Бизнес поставлен, в семье растут двое сыновей. Чего еще желать? Да захотелось дело расширить. Тесноватым стал Рудный для Алексея. И полтора года назад он вместе с семьей решил уехать в Россию. Причем в город, в котором у него не было ни знакомого, ни родственника, – в Тюмень. Уезжая, продал квартиру, бизнес.
Тюмень покорила высоким уровнем жизни, чистотой. Это красивый, экологически чистый город, – говорит Алексей. – Перспективный – в нем большие деньги крутятся. Надеялся, что найдем свою нишу. Но мы оказались не готовы к тому, чтобы тягаться с монополистами – бизнесменам средней руки это не по карману.
Монополия в Тюмени, по словам Алексея, царит и на продуктовом рынке, и в сфере легкой промышленности, и на мебельном фронте. Крупные мебельные салоны вкладывают огромные суммы в развитие бизнеса, открывают во всех регионах свои филиалы, дают мощную рекламу. Конкурировать с ними очень сложно. Собственных доходов Алексею хватало, чтобы заплатить за аренду цеха да на пропитание.
Проще в Тюмени устроиться на работу, – признается он, – чем организовать свой бизнес. Увы, я поздно понял, что в Казахстане сделать это куда легче. У нас не на словах поддерживают малый бизнес. Нет никаких препятствий, чтобы начать свое дело – только желание и начальный капитал. Да и налоговое бремя в Казахстане не идет ни в какое сравнение с российским. Без бухгалтера в России вообще не разберешься в отчетах.
Правда, в одном повезло – Алексею удалось купить в Тюмени квартиру. С трудом удалось устроить старшего сына в школу-гимназию. Столкнулся и с коррупцией – чтобы зарегистрироваться в миграционной службе, только за шанс попасть в кабинет пришлось выложить 15 тысяч российских рублей. Рудничанин на себе испытал, что люди большого города иные: агрессивные, высокомерные…
И весной этого года Алексей с семьей вернулся домой. На вырученные от продажи тюменской квартиры деньги купил старенький домик в Рудном. Там сейчас полным ходом идет ремонт. Снова открыл мебельный цех. И опять успешно. Родители и друзья, конечно, рады возвращению Алексея. А сам он все-таки жалеет о своем авантюрном решении уехать в Россию: «Столько времени потерял и денег за полтора года!»
Анатолий Тарасенко, президент ОАО «Костанайский печатный двор», почетный консул Украины в Костанае, считает, что предусмотрительные люди никуда сегодня не едут. Если в период распада Cоветского государства в украинскую общину писали до 500 обращений, чтобы узнать, какие документы требуются для отъезда в Украину, то сегодня едва наберется 50, и то половина из обратившихся так и не срывается с насиженного места.
В основном уезжают получившие наследство от родных, – объясняет Анатолий Владимирович. – Или пенсионеры. Многие, когда узнают, сколько бумаг надо собрать, сколько за них заплатить и какая пенсия там человека ждет, отказываются от идеи переезда. Вот одна женщина продала все, что имела, чтобы поехать к подруге в Луганск. Понимаю, эмоциональное решение, но и здравый смысл не следует отметать. Кто кого ждет в чужом государстве с распростертыми объятиями?
Се ля ви, такова жизнь. Кто-то выходит замуж и расстается с родной страной, кто-то находит себя за границей Казахстана как творческий человек... Люди мигрируют в поисках лучшей доли для себя и своих детей. Но есть немало тех, кто возвращается в родное гнездо. И даже не потому, что истосковался по Отчизне. Просто в родном доме жить и привычнее, и проще, а порой и лучше.