Метро в Алматы пока что скорее чудо, чем средство передвижения.
Один
В начале марта я был в командировке в Алматы и, конечно, спустился в первый в Казахстане метрополитен. Первая очередь первой линии метро построена за 24 года и 117 миллиардов тенге. Ее длина – 8,5 километра.
В вестибюль станции «Жибек Жолы» я вошел один, и даже возле кассы не было ни одного конкурента. Я купил желтый пластмассовый смарт-жетон за 80 тенге и спросил, можно ли фотографировать.
– В первые дни после открытия можно было, а сейчас нельзя. Если вы это сделаете, к вам подойдет полицейский, – ответил кассир.
Новый Шелковый путь
Один валидатор не работал, и оператор эскалатора периодически выбегал из кабинки, с тем чтобы направить посетителей к другому турникету. На эскалаторе я был уже не один, со мной спускались два работника метрополитена в белых касках. Потом я их встречал очень часто – на платформах, в поезде, в переходах. Возможно, это было связано с тем, что 29 февраля произошло короткое замыкание в контактном рельсе и поезда не ходили в течение часа.
Мы спускались четыре минуты, глубина заложения станции – 30 метров. За это время на эскалатор ступили лишь три человека. Самое время оглядеться по сторонам.
На станциях метро мне часто попадались таблички с нарисованным падающим человечком и надписью: «Осторожно, мокрый пол». Этот гранитный пол настолько чист, что в нем можно увидеть свое отражение. Стены на станции «Жибек Жолы» облицованы мраморной мозаикой. Жибек Жолы – это Шелковый путь, и оформление стен соответствует названию. На панно в главном зале отмечены ключевые точки древнего торгового пути. Римский Колизей, Парфенон в Афинах, Египетские пирамиды, Великая стена и другие. Странно, но здесь же был изображен Храм Кукулькана. Как известно, он находится в Мексике.
Стекломозаика
Я снимал это панно почти из кармана, и потому снимок получился кривым. Огорчения добавило и то, что когда я посмотрел наверх, то заметил камеру видеонаблюдения. Мне казалось, что она смотрит прямо на меня и ни на кого другого. Не став дожидаться, пока ко мне подойдет полицейский или еще кто, я сел в вагон подошедшего поезда. Он показался мне очень комфортным, светлым и тихим. Здесь не шевелились волосы от сквозняков и не нужно было кричать соседу, чтобы он услышал – как это делают, к примеру, в ревущем московском метро. Тишина и покой – самое сильное впечатление от алматинской подземки.
На станции «Театр имени Ауэзова» торцевую стену занимает панно из стекломозаики. Эта технология довольно сложная – во время варки к стеклу добавляются оксиды металлов, которые варьируют оттенки цветов. Процесс создания такого панно обходится в шестизначные суммы. Когда я ее увидел, то сразу вспомнил Костанай. Такая мозаика сохранилась на некоторых домах в нашем городе. За ней не ухаживают, и она понемногу осыпается, как, к примеру, на здании обувной фабрики.
Если метро как стандарт последних технологий задаст моду на подобное оформление – Костанай скорее создаст новое панно, чем сохранит старое... Это правда жизни.
30 000 человек
В конце концов работник метрополитена по имени Руслан разрешил мне фотографировать и предоставил общие сведения о метро. Всего функционирует 7 станций. Перевозку осуществляют 7 поездов «Хюндай», их средняя скорость 40-50 километров в час. Интервал движения – 9 минут. Время проезда от первой до конечной станции – 16 минут.
– Мне показалось, что в метро не так много пассажиров...
– В час пик их гораздо больше, – ответил Руслан. – Всего в день услугами метро пользуется в среднем 30 тысяч человек.
Конечная
Мне показалось, что для полуторамиллионного Алматы это не так много. Учитывая огромное количество жителей области, нелегальных рабочих, туристов и т.д.
– На самом деле у нас ведь даже дрались с водителями автобусов первое время, – рассказала мне девушка Лена, соседка по вагону. – Акимат города, чтобы повысить популярность метро, разделил некоторые автобусные маршруты на две части. Представьте, едет твой автобус по привычному маршруту, и вдруг возле станции метро водитель объявляет: «Конечная, дальше идет другой маршрут». Люди были в ярости. Не каждому ко времени и по карману такие пересадки. К 50 тенге за автобус нужно доплатить еще 80 тенге за метро... Кому понравится – вот и случались драки. Но говорят, что своего решения в администрации не изменят и даже увеличат количество таких маршрутов. Они объясняют это тем, что освобождают магистрали Алматы от лишнего общественного транспорта. Понятно, но это надо было делать позже, когда линия метро станет больше, а не сейчас, когда она такая коротенькая...
– То есть вам метро не нравится?
– Очень красивое и чистое место. Я рада, что у нас появилась такая подземка. Но пока мне кажется, что это скорее прекрасный аттракцион, чем средство передвижения.
48 часов против 16 минут
Домой я ехал в плацкартном вагоне поезда Костанай – Алматы. Очень старый вагон с окнами, из которых ночью дул ветер, грязными занавесками, комками старой жевательной резинки на стенках, туалетом с лужей, etc.
Для сравнения – в поезде метро пассажир проводит 20 минут. В поезде Костанай – Алматы – 2 суток.
Фарид ДАНДЫБАЕВ
Фото автора