В последнее время на фоне событий на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии, афганские проблемы ушли на второй план. Однако это не значит, что их не существует, а, главное, их можно игнорировать тому же Казахстану.
Женщины в хиджабах все чаще появляются на улицах
Казахстанский политолог Досым Сатпаев по этому поводу на днях сказал в одном из интервью, что в Средне-Азиатский регион, в том числе и в Казахстан, могут прибыть экстремисты и террористы из Афганистана. И, по его мнению, власти не совсем готовы к такому развитию событий.
Досым Сатпаев полагает, что главная опасность в возвращении на родину представителей тех радикальных религиозных организаций, которые воевали на территории Афганистана. После выхода из этой страны врага номер один – США они будут искать новые «вражеские» объекты. К таким организациям он в первую очередь относит «Исламское движение Узбекистана», из которого выделился «Союз исламского джихада». Еще более радикальная организация, которая заявила, что будет бороться со всеми режимами в Центральной Азии. В ней, по убеждению политолога, есть и граждане Казахстана. Которые сейчас воюют в том числе и в Сирии. Они превращаются, по словам Д. Сатпаева, «в ветеранов террористических организаций. На родине они могут активизироваться либо путем создания новых организаций, либо при поддержке старых. Угрозы эти были и раньше, но сейчас они усиливаются».
Может, отдельно взятый политолог слишком сгущает краски? Да нет, его коллеги тоже время от времени подбрасывают нашему обществу такие же перспективы. В любом случае, лучше обезопаситься, принять упреждающие меры, чем потом кашу расхлебывать.
Надо признать, что эта проблема делится на две части: внешнеполитическую и внутриполитическую. Как известно, Казахстан стал инициатором создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В него входят восемнадцать стран, на подходе девятнадцатая – Иордания. Из крупных государств, заявивших о поддержке принципов СВМДА, Китай, Египет, Россия. Есть в общем списке и Афганистан. В самом Казахстане Совещание считается одним из достижений внешнеполитического курса страны. По большому счету, так оно и есть. Однако сторонние политологи видят и слабость образования (статуса международной организации Совещание пока не имеет). Принципы принципами, пусть они даже самые правильные, но реально страны-участники часто имеют даже конфликтные отношения. Поэтому можно ли надеяться на СВМДА как на реальную силу, которая будет противостоять обозначенным угрозам, большой вопрос. Есть, правда, и другие международные организации, однако, скорее всего, правы те политики, которые говорят – «промывать мозги», чтобы радикальные движения не набрали силу, своим гражданам придется каждому государству самостоятельно.
Считалось, что Казахстан не очень подвержен нетрадиционной религии. Однако простой факт – женщины в хиджабах даже в северной части республики стали появляться гораздо чаще, чем еще год назад. Откуда это? Точно не из традиционного ислама. Значит, у какой-то части населения меняется мировоззрение? Нельзя не вспомнить, что, по информации Генеральной прокуратуры, основная масса из осужденных за экстремизм и терроризм – это люди в возрасте до 29 лет. Вот та часть общества, на которую уже опираются радикалы. Государство, к счастью, уже это осознало. И даже кое-что начало предпринимать. Самое главное, чтобы сигнал об опасности дошел до каждого казахстанца.