Особое отношение
Республиканский театральный фестиваль, который в наших краях проходил впервые, посвятили 100-летию известного казахского литератора, общественного деятеля и писателя Ильяса Омарова. По красной дорожке, расстеленной у входа в Костанайский Казахский театр драмы, носящий имя юбиляра, прошли не только именитые режиссеры, сценаристы и актеры нашей республики. Среди почетных гостей праздника Мельпомены были и сыновья Ильяса Омарова, и художественные руководители именитых российских театров, приглашенные в качестве членов жюри. А также первые лица Костанайской области. Что не лишний раз подтвердило: сегодня к культуре особое отношение. Заметим, что инициатором театрального праздника стал областной акимат.
– Мы проводим фестиваль театрального искусства не только для того, чтобы увековечить память видного деятеля культуры, – отметил на торжественном открытии фестиваля аким Костанайской области Нуралы Садуакасов. – Мы стремимся к тому, чтобы пропагандировать высокое искусство, укреплять творческие контакты между областями нашей республики. И этот фестиваль не только привлечет повышенное внимание общественности к театральному искусству, но, мы надеемся, приобщит наших граждан к историческому и культурному наследию.
Во время «Калигулы» артисты заставляли зал замирать в тишине...
Спектакль «Кыз Жибек» поразил зрителей живым музыкальным сопровождением.
В рамках конкурсной программы свои работы представили театральные коллективы из восьми областей. Постановки самые разноплановые – начиная от драм и трагедий до комедий и музыкально-поэтических спектаклей. «Самое главное – это то, чтобы спектакли были интересны для любого зрителя, – сказал на открытии фестиваля Амангельды Муканов, алматинский театровед. – А уж мы, как жюри, определим лучших!»
Стоит отметить, что на праздник Мельпомены также приехали исследователи профессиональной деятельности Ильяса Омарова, известные деятели культуры и искусства Казахстана и России. Открыли фестиваль постановкой Костанайского Казахского драмтеатра «Абай» Казыгула - трагедией, которой гости и коллеги по сцене дали самую высокую оценку.
– Для нашей театральной элиты это событие года. Посмотреть уровень других театров, познакомиться с тонкостями работы актеров, режиссеров, художников из других регионов Казахстана – это обогащение опыта. К примеру, сценография в каждом театре своя, в работе со светом и звуком у каждого свои подходы. Для развития мы должны видеть, что происходит в жизни других коллективов. Да и впредь необходимо приглашать на костанайские сцены иногородние театры. Был у нас в гостях и немецкий театр, и столичный. И они, и мы должны сравнивать, на каком уровне театрального искусства находимся, насколько злободневно то, что мы ставим, насколько это нужно сегодня зрителю. Наши творческие связи, благодаря таким фестивалям, только укрепляются. Далеко не во всех областях такие условия созданы для служителей Мельпомены, как у нас.
Жезказганское «затмение»
Первым из театров-гостей стал Жезказганский музыкально-драматический театр им. Серке Кожамкулова. Несмотря на октябрьские холода, зрительный зал Казахского театра драмы заполнился задолго до начала. Удивить нас жезказганские артисты решили своим премьерным спектаклем «Ай тутыл?ан т?н» («В ночь лунного затмения»). Трогательная история о непростой жизни казахского народа в период одной из войн Средневековья. Судьба заставляет героев сделать выбор между долгом соответствовать национальным традициям и любовью и тем же долгом, но уже перед собой, и счастьем своих детей.
Главную роль женщины-матери Танкабике исполнила актриса Райхан Ибраева. В войне у Танкабике погиб старший сын, оставив вдовой молодую жену. Средний сын, Акжигит, собрался жениться на девушке Зубаршат, которую искренне любил многие годы. Но закон предков стал преградой для молодых людей. По традиции после смерти старшего брата его жена должна перейти к среднему брату. А это значит, что Акжигит обязан взять в жены другую девушку. Матери предстояло сделать трудный выбор: отдать невестку, уже ставшую ей дочерью, замуж за чужого человека или же, пожертвовав счастьем среднего сына, последовать национальным традициям. Финал этой истории можно найти в книге, ведь поставлен спектакль по одноименной пьесе известного башкирского писателя Мустая Карима.
Шквал аплодисментов и искреннюю симпатию зрителей вызвал герой второстепенный, но оттого не менее яркий и запоминающийся – Диуаны. «Юродивый» – так называли его окружающие. Безусловно, нужен немалый талант, которым и блеснул артист Темиржан Жанботаев, чтобы так правдоподобно сыграть сумасшедшего, но очень доброго человека.
Кстати, у этого спектакля богатая история. Его поставил режиссер Гостеатра юного зрителя им. Г. Мусрепова Жанат Хаджиев. А сорок лет назад эта постановка стала дипломной работой выпускников Щепкинского училища. Одну из ключевых ролей, загадочного Дервиша, исполнил Жанат Хаджиев. И вот спустя почти полвека, будучи уже известным в Казахстане режиссером, он вернулся к этому спектаклю. Сделал тем самым подарок Жезказганскому театру в его юбилейный, сороковой сезон.
Победа искусства
Каждый театр-участник постарался удивить. Например, Северо-казахстанский Музыкально-драматический театр им. Сабита Муканова из Петропавловска привез трагедию Габита Мусрепова «Кыз Жибек». Но что всех поразило, без единой фонограммы! Всё музыкальное сопровождение было в живом исполнении, что позволяют себе только самые именитые театры мира. Петропавловцы привезли с собой оркестр в полном составе. В целом северо-казахстанская делегация стала самой многочисленной труппой – около сотни человек. Зато спектакль получился самым во всех смыслах живым: музыканты добавили постановке динамики, а также возможности своим артистам и вокальные данные раскрыть в полную силу, и где нужно паузу выдержать самую громкую…
Те, кому не досталось даже стульев, садились прямо на пол.
Не меньший интерес вызвал спектакль «Калигула» Альбера Камю. Его на костанайском фестивале представили артисты Акмолинского театра им. Шахмета Кусаинова (Кокшетау). При минимализме декораций (белые колонны, кроваво-красная драпировка) авторы постановки сделали ставку на экспрессивную подачу текста, а также выразительность мимики и пластики актеров. Понять сюжет и характеры героев было просто – история Калигулы известна. В принципе, не пригодились и наушники с аппаратами синхронного перевода (спектакль шел на казахском языке). Всё читалось и без слов: как губят человека власть и деньги, насколько порочным может оказаться каждый из нас, как легко могут предать самые близкие люди, насколько далеко может зайти человек, имеющий безграничную власть... В «клубничных» сценах дамам целомудренно закрыли все части тела черными в обтяжку костюмами. Артистам же порой даже шепотом удавалось заставить зрительный зал замереть в звенящей тишине – настолько широка была гамма чувств на сцене.
Замечу, каждый спектакль в рамках фестиваля проходил с аншлагом. И чем дальше, тем сильнее ощущалось повышенное внимание зрителей. В театры шли костанайцы всех возрастов – и юноши, и люди, убеленные сединами. Неуспевшим прийти за полчаса до начала, а следовательно, и опоздавшим занять удобные кресла ставили стулья. Те, кому и их не доставало, садились прямо на ступеньки в зрительном зале. Это ли не победа искусства?!