Счастье и горе идут рядом. Радость по поводу 55-го дня рождения Олега Владимировича Даниленко, генерального директора ТОО «Агрофирма «Диевская», сегодня, к сожалению, не разделит с ним его младший брат Вадим Владимирович, внезапно ушедший из жизни в нынешнем году. Братьев связывала не только родная кровь, но и общая работа, интересы. Они были друзьями, единомышленниками. Но какой бы большой ни была утрата, надо жить дальше. Жить и работать, помнить и любить, строить планы и реализовывать их.
– Олег Владимирович, те, кто перешагнул через полувековой рубеж жизни, говорят: время начинает лететь невероятно быстро. Год по ощущению равен месяцу, а потому планировать много не стоит – все равно ничего не успеешь. Вы с этим согласны?
– Лишь в той части, что время действительно становится быстротечным. Но за последние годы мы сделали все, что планировали. И даже больше. Хотя за техническим прогрессом действительно трудно угнаться. А он проникает и в сельское хозяйство. Необходимо следить за конъюнктурой рынка. Работать над качеством продукции, не потеряться в конкурентной среде. А для этого технически перевооружаться, решать кадровые вопросы.
Не надо из-за океана завозить «хлам»
– Сегодня, подъезжая к Диевке, уже и не вспомнишь, что ещё несколько лет назад село встречало с трассы грядой животноводческих ферм, а потом уж деревенской улицей. А казалось, что ваша идея переноса их на задний план – задача непосильная…
– Мы не только перенесли все животноводство на отделения, но и поголовье за последние 5 лет значительно увеличили. Эта отрасль у нас прибыльная. В неурожайные годы позволяет экономику хозяйства удерживать на плаву, выдавать вовремя зарплату, решать производственные и социальные вопросы.
Поэтому покупка 300 голов племенного скота в Канаде в прошлом году – это не дань моде. Мы вынашивали эту идею многие годы. В результате анализа, поиска мы остановились на самой высокорослой в мире кианской породе КРС. Конечно, скот можно было бы приобрести в Италии или Франции. Это снизило бы затраты в разы. Но нам нужны животные, уже адаптированные к нашим климатическим условиям, и мы остановились на Канаде. Плохо, когда поголовье закупается по первому предложению, без тщательного отбора. Наши специалисты отбирали скот в четырех провинциях Канады. Скрупулезно изучалась вся родословная, до седьмого колена. Затраты действительно большие, и окупятся они, по нашим расчетам, лет через 5-6. Сегодня мы имеем первый приплод от этого скота. Шестимесячные телята достигают 300 килограммов!
Кстати, из Администрации Президента нашей страны мне поступило предложение поделиться своим мнением по поводу закупа иностранного скота. Все свои мысли я подробно изложил. Но суть такова: не завозить из-за океана «хлам», а заниматься тщательным отбором.
Наша говядина не для тушенки
– Сейчас с самых высоких трибун звучит призыв к аграрникам, занимающимся животноводством, переходить на глубокую переработку своей продукции. Вы планируете открывать какое-либо мясоперерабатывающее предприятие?
– Мне даже трудно представить, что мраморная высококачественная говядина, признанная во всем мире, будет превращена в консервы, колбасу или какие-то копчености. Это настолько прекрасный продукт, что достоин употребления в свежем виде. Мы не страдаем отсутствием спроса. Да, он немного снизился в связи с тем, что на наш рынок пошло белорусское и российское мясо. Но оно поступает в замороженном виде. Те же нефтяные области нашей республики, которые вывозили скот от нас живьем, думаю, скоро оценят преимущества свежей продукции. И спрос опять возрастет.
Ну а потом все-таки у нас племенное направление. Наши бычки, телочки и так уходят на ура. На мясо отправляется выбракованный скот, который не годится для племенной работы.
Наша первостепенная задача – создать мощную кормовую базу. Вот сейчас на наших полях идет жатва зерновых и параллельно продолжается заготовка кормов. Получили хороший урожай донника. Суданка уже дает второй укос. Закладываем сенаж. С такими кормами мы хотим отказаться от использования фуража. А это сокращение затрат. Думаем к рациону животных добавить клевер. У нас уже имеется двухгодичный запас кормов. Приступаем к заготовке трехгодичного.
Рук много, кадров мало
– Новая техника сокращает рабочие места. Казалось бы, на селе должен быть избыток рабочих рук. А все руководители сельхозпредприятий говорят о дефиците кадров...
– Без технического перевооружения действительно не обойтись. У нас 78 тыс. га пашни, 128 тыс. га сельхозугодий. Нельзя же все это обрабатывать морально устаревшей техникой! Когда создавалось предприятие, было 1562 работника, сейчас 600. Рук рабочих по-прежнему много, а высококвалифицированных кадров не хватает. Раньше механизаторов готовили в школе. Мальчишки, изучая теорию, вместе со своими отцами, братьями сразу проходили практику. Возвращаясь после армии, садились на трактора и оставались работать. Сейчас, чтобы овладеть профессией механизатора, надо ребенка отправлять в колледж. И родители думают так: раз ребенка все равно отправлять из дома, так уж пусть учится более престижной профессии. Мы заключили меморандум с Аулиекольским сельхозколледжем о сотрудничестве. Первая группа ребят уже работала у нас нынешней весной. Кто-то проявил себя хорошо, а кто-то сбежал, потом вернулся. Но мы рады принять их. Молодость! Пусть обдумывают свой выбор. Сейчас на уборку прибыла ещё одна группа. Мы доверяем им современную технику. Работайте! Я очень мечтаю построить улицу – с не роскошными, но удобными благоустроенными домами, чтобы молодые семьи обосновывались на ней.
Год тепла и моральный климат
– Центральная улица Диевки встретила нас канавой, рабочие укладывают трубы. Это и есть реализация объявленного в вашем хозяйстве ещё прошлой осенью Года тепла?
– Уже заканчиваем эту работу. И нынешней зимой к центральному отоплению будет подключено около 40% жилья, в котором живут работники нашего ТОО, пенсионеры, учителя, медработники. Заявления на подключение продолжают поступать. Вместо одной котельной в селе теперь будет три небольших. Но экономичных и компактных. Это сделано для того, чтобы укоротить путь подачи тепла, свести его потери к минимуму. По той же причине мы намерены и уголь использовать дорогой, но высокой калорийности. Население предупреждено: никакого слива воды из системы! Закупаем бойлеры. Так что можно будет устанавливать душевые кабины. Полностью меняем отопительную систему в ДК. Вся эта программа обошлась хозяйству в 100 млн тенге. Сейчас в планах открыть корпоративный детский сад. На 15-20 ребятишек. В свое время мы были вынуждены закрыть его. Потому что на три ребенка приходилось два десятка работников.
Словом, все делаем для того, чтобы наши люди жили в комфорте. «Погода» в доме должна быть теплой, от нее зависит и моральный климат в коллективе. Для меня это важно.
По слухам и авторитетно
– Слушаю вас и удивляюсь: почему в последнее время так часто говорят о вашем отъезде за пределы страны и распродаже хозяйства?
– О-о-о! Об этом меня недавно даже на рабочей планерке спросили. Такие слухи действительно время от времени возникают. Почему? Не знаю! Ведь даже повода не даю. Подумайте: какой бизнесмен будет вкладывать в социалку своего предприятия деньги перед его распродажей? А приобретать новейшую технику, тратя на это миллионы долларов? Ну и ещё одно доказательство необоснованности подобных разговоров. Мы сейчас с вами здесь разговариваем, а в бригаде ждет меня мой сын, Олег Олегович Даниленко. Вот тут я купил ему домик. Сделаем ремонт. И он с семьей из города переберется сюда на постоянное место жительства. Хочет, чтобы его двое сыновей, моих внуков, выросли в Диевке. Моим приказом он назначен агрономом. Учиться этому делу в нашем предприятии есть у кого.
Можно подумать и о розах
– Мы с вами разговариваем в самый разгар жатвы. Обычно директора в это время отказываются от всех встреч, ссылаясь, что нужно быть в поле. А бывали такие моменты, когда вообще хотелось махнуть на все рукой и бежать куда подальше?
– Начну с последнего. Никогда, как бы ни было трудно, спрятаться, уйти, все бросить не хотелось. Ведь это – предать людей, которые меня учили и учат, которые помогали мне, просто потому что они профессионалы. Это Виктор Игнатенко, Кабидола Тургумбаев, Петр Хохлов, Владимир Бай, Валерий Антонов. Не перестаю удивляться работоспособности Валентина Ивановича Двуреченского. К сожалению, многих из вышеназванных уже нет в живых. Но все эти люди – часть моей жизни.
Ну а теперь я расскажу о том, что очень меня поразило, когда я был ещё начинающим специалистом. По телевидению тогда шла программа «Сельский час». Показывали одного зарубежного аграрника. В разгар уборки он в своем саду ухаживал за розами. Журналист тогда задал вопрос: не переживает ли он за то, что сейчас происходит в поле? Он ответил, что там такой отлаженный процесс, что его присутствие никак не повлияет на результаты труда. Тогда я думал, что такое невозможно. Теперь не думаю, а знаю: возможно! Что движется, то не остановишь.
А поля я объезжаю регулярно. Ведь это живой организм. И как живет каждая его часть, здорова ли она, может дышать – я должен знать. У меня для этих целей приобретена спецмашина– штаб на колесах. В ней можно и на скорый совет собраться и, устав, отдохнуть, и чаем согреться. И все в поле, оно без внимания существовать не может.
– Спасибо за беседу.