Первый заместитель премьер-министра, министр регионального развития Бакытжан Сагинтаев на заседании правления НЭПК «Союз «Атамекен» сказал, что для вхождения в число ведущих экономик мира, так называемую «тридцатку», Казахстану нужен другой бизнес – с другими целями и задачами. Поэтому всем нам потребуется много работать, сказал господин Сагинтаев. Мы обратились к экспертам «КН» с вопросом, вынесенным в заголовок.
«Консолидация даст новые возможности бизнесу»
Мурат Абенов, директор Костанайского филиала НЭПК «Союз «Атамекен»:
– Мы привыкли говорить, что бизнес должен ориентироваться на экспорт продукции и снижать зависимость отечественной экономики от импорта. Глава государства ставит перед промышленниками и аграрниками стратегические задачи, решая которые мы повышаем конкурентоспособность своей экономики. Есть поступательное движение, но должен быть и рывок. И этот рывок – консолидация бизнеса. В этом контексте первый вице-премьер Сагинтаев и высказался на заседании палаты «Атамекен». При том, что бизнес всегда находится на острие конкуренции не только на внешнем, но и на внутреннем рынках, у него есть общие проблемы, нерешённые задачи, есть узкие места, из которых в одиночку не выбраться. Поэтому мы сегодня говорим о консолидации, чтобы быть сильнее и в рамках Таможенного союза, и перед вступлением в ВТО, и перед экономическими кризисами. Сегодня идёт дискуссия по этой теме, что вполне естественно. Но мы должны понимать, что вхождение в «тридцатку» – это не только амбициозная цель, но и, кроме того, вопрос выживания на огромном рынке, который мы не можем обойти стороной. Нам надо войти в него на равных – с мощным бизнесом, который умеет отстаивать свои интересы, а это возможно лишь в формате консолидации.
«Другого бизнеса не будет – надо учить этот»
Андрей Коваль, директор Центра экономических исследований КГУ, кандидат экономических наук:
– Наш бизнес несколько задержался на «диком рынке». Когда-то мощная предпринимательская энергия высвободилась и пошла стихийно зарабатывать деньги, кому что подвернулось. Сегодня пришло время сделать акценты на тех сферах экономической деятельности, которые сопоставимы, если так можно выразиться, с мировыми нуждами, потребностями. У нас всё ещё очень много людей занято в слаборазвитой торговле – она пока обходится без специальных знаний и технологий. Но другой поворот наметился: например, в торговых центрах сегодня не только безопаснее приобретать товары, но порой и цены там такие же или даже ниже, чем на рынках. Это значит, что уличным торговцам скоро нечем будет заняться. Поэтому их надо готовить к работе на производстве. Самое сложное – убедить людей, что надо учиться или переучиваться. Я не говорю о том, что все должны перейти в космическую отрасль или в нанотехнологии – нам хватает земных задач. Сегодня любому сектору бизнеса надо повышать уровень работы. Другого бизнеса не будет – надо учить тот, что у нас есть. Это касается и монополий, и финансового сектора, и АПК. Нам надо расти – вот главная задача.
«Другой» бизнес – это другой внутренний рынок»
Анатолий Тарасенко, глава украинской общины, почётный консул Украины в РК, предприниматель:
– Больше двадцати лет прошло, как мы строим рыночную экономику, но даже производство своего ширпотреба не наладили. Булавка, пила, пиала – в основном всё это китайское. Понятно, что мировой рынок открыт для всех. Но та самая уважаемая «тридцатка» держит на внутренних рынках определённые пропорции. Если мы хотим в эту же компанию, нам не надо быть бездонной бочкой для Китая и других агрессивных экономик.