О коррупционных скандалах в среде полицейских: за что берут взятки стражи порядка, как участвуют в наркобизнесе и почему не дорожат честью офицера.
Слабо идет борьба полицейских по очистке своих рядов от взяточников. К такому выводу пришли партийцы «Нур Отана». Нынешнее руководство ДВД в ответ говорит о плохом наследстве.
Пчелы против меда?
Это был редкий случай – старлея Ерлана Умиртаева из Мендыкаринского района осудили к 3 годам ограничения свободы за укрытие преступления от регистрации. У селянина по фамилии Сулейменов увели 30 баранов. Беда для обычного фермера. Но для старшего лейтенанта это преступление показалось малозначительным – он к аттестации готовился. Посему заявление крестьянина растворилось в кабинетах РОВД. Даже в ДВД области признают – крайне редко за укрытие преступлений начинают уголовное преследование полицейских. История, которая наводит на вопрос: не с малого ли начинается большое?
Судя по коррупционным скандалам, бдительным надо быть: как бы за руку не поймали.
Еще не забылось дело об автомафии, когда высокопоставленные чины дорожной полиции крышевали легализацию краденных в России иномарок, как в суде начался другой громкий процесс. На этот раз по делу о героиновом наркобизнесе в Костанае, на скамье подсудимых сразу 10(!) стражей порядка – опять прославились, как говорится, на всю страну. На таком фоне в Костанайском филиале НДП «Нур Отан» прошло заседание общественного совета по борьбе с коррупцией.
Об этих делах мы подробно писали – как финполицейские и сотрудники КНБ «приземляли» оборотней в погонах самых разных званий и должностей. Офицеры полиции за деньги вытворяли такое, что даже не удивил последний факт: после начала вышеупомянутого процесса по наркобизнесу в суд пришло письмо от осужденного в нашей области парня, он выразил готовность дать показания на полицейских по наркоделам. Классика: пчелы против меда.
«Они положили серьезное пятно на всю систему. Я считаю, что наркобизнес будет пострашнее терроризма, потому что генетически уничтожает нацию», – так сказал начальник ДВД Костанайской области Тлеген Маткенов. В его словах и в речах его коллег неоднократно звучала простая мысль – виной дурное наследство. В том плане, что самые громкие коррупционные скандалы были при прежнем руководстве ДВД, а теперь приходится разгребать.
Взятки на поток?
Впрочем, полиция, судя по словам Тлегена Маткенова, разгребать начала еще до внеочередной аттестации полицейских, которая была в минувшем году. А потому оборотни в погонах лишались своих должностей еще до того, как таковыми их признал справедливый суд. В том числе и сама аттестация использовалась (и это подтвердил главный полицейский области), чтобы с ее помощью очистить ряды полицейских, на которых уже была оперативная информация о «левых» доходах и преступных делах.
Кстати, незадолго до этого среди больших чинов засветился зам.начальника ДВД Мейрамбек Ибрашев – неизвестный (или группа товарищей) на сайт министра внутренних дел закинул письмо, в котором засветил такое, что волосы под фуражкой могли подняться у курсанта полицейской академии. Поборы, должности за деньги и даже половые проказы в стенах ДВД, за которые уже поступали угрозы от мужей дам в погонах. По набору фамилий и подробностям обстоятельств было очевидно, что писал человек, знающий систему изнутри.
Не исключено, что такая «кадровая» работа и создавала предпосылки для вседозволенности и стремления «отбить» потраченные за должность деньги, была плацдармом для грянувших скандалов с той же автомафией и торговлей героином в Костанае под полицейским крылом.
Анализ размеров взяток и поборов со стороны полицейских (тех, которые выявлены за последний год-два) не впечатляет: 8 тысяч тенге, 25 тысяч, два «гаишника» вымогали с водителя (чтобы не везти его на алкотест) 250 тысяч. Рисковать погонами и свободой ради таких сумм можно только в случае, если дело поставлено на поток и под прикрытием (не бесплатным) непосредственного начальника. Речь уже идет о вертикали взятки. Правильно ли сделан вывод? На этот вопрос на заседании общественного совета по борьбе с коррупцией в Костанайском филиале НДП «Нур Отан» главный полицейский области Тлеген Маткенов начал отвечать дословно так:
– Этот вопрос стоял долгие годы. С 1 января нам повысили зарплату. И руководство государства, я думаю, сегодня понимает, что, перед тем как спрашивать, нужно что-то дать. Это главный вопрос, который стоит в деле борьбы с коррупцией.
Впрочем, на совете заметили, что одним повышением зарплаты проблему не решить – в стране по коррупционным делам министров увозят на нары, хотя зарплата у них вполне достойная. На липкость рук, выходит, это не влияет!
Ни слова о долге?
Вообще, полицейские, как их чины не преминули заметить на совете, собственно, не обязаны отчитываться перед общественными организациями (партией власти тоже) о своей работе: стражи порядка – вне политики. Но оставаться таковыми в обществе вряд ли можно: даже заяц в лесу может стать объектом политической игры, если его в заповеднике застрелит иностранный дипломат. К тому же и глава государства неоднократно говорил о необходимости общественного контроля за работой правоохранительных органов. И качество этой работы должно иллюстрироваться не показателями, а уровнем доверия полицейским со стороны населения.
В этот раз партийная оценка была такой: «Работу ДВД Костанайской области по противодействию коррупции признать недостаточной». Далее в постановлении совета формулировки «обеспечить», «организовать», «рассмотреть возможность». Понятно, что приказывать костанайским полицейским может только МВД и Президент.
Но коррупция в силовом ведомстве – проблема многогранная. А значит, есть системные причины, которые нужно ликвидировать превентивными методами, не только силовыми. «Есть сомнения, что ситуация будет улучшаться», – это уже мнение зам. председателя Костанайского филиала НДП «Нур Отан» Риммы Бектургановой.
Объективно, судя уже по полицейским данным, ситуация все же меняется. В нужную сторону – теперь больше половины коррупционных проявлений в полицейской среде выявляет служба собственной безопасности ДВД. В частности, с начала года за проступки своих подчиненных различным манером ответили 34 полицейских начальника. Это в два раза больше, чем в 2012 году. И теперь, не как лет десять назад, судебные процессы по оборотням в погонах проходят открыто, на такие суды постоянно приводят стражей порядка – чтобы увидели, какова бывает расплата за взятки.
Все это происходит еще и на фоне большого кадрового голода – в ДВД более пятисот вакантных мест. Но кого принимать на работу? Некоторые открытые конкурсы (куда приглашают и прессу) могли бы стать источником для написания юмористических монологов для того же Михаила Задорнова. Выпускники вузов могут не знать элементарных вещей – не различать мажилис и маслихат. Как прямо говорит полицейское начальство, из 30-40 претендентов на полицейскую службу годятся 1-2!
И есть такое мнение, что некоторые претенденты (понаслушавшись всякого на лавочках) рассматривают службу в полиции не как достойную и важную работу на благо общества, а как способ обогащения. «При Советском Союзе погонами дорожили», – напомнил председатель областного совета ветеранов Кенжибек Укин. – Людей в погонах уважали. Так что не столько про зарплату надо говорить, сколько про моральные качества. И это вина не только полиции, а всего общества». Кстати, эти слова прозвучали уже в завершение заседания общественного совета по борьбе с коррупцией при областном филиале «Нур Отан».
До этого на совете ни разу не звучали слова – долг, честь мундира, совесть. Нет ни слова о воспитании этих качеств в среде полицейских (лучше после присяги, чем никогда) и в постановлении партийного совета. Нематериальные факторы – вне зоны внимания. Может, и в этом тоже причина появления оборотней в погонах – «унаследованных» и тех, что еще будут?
Красноречивая статистика
Уголовные дела в отношении полицейских
по коррупционным преступлениям:
2011 год – 19 (к уголовной ответственности привлечено 13 сотрудников)
2012 год – 5 (к уголовной ответственности привлечено 8 сотрудников)
с начала 2013 года – 7 (к уголовной ответственности привлечено 2 сотрудников)
Многие сотрудники полиции не только получили условные сроки, но вовсе спаслись от уголовной ответственности в связи с амнистией по случаю 20-летия независимости РК.
(По данным справки общественного совета по борьбе
с коррупцией при облфилиале НДП «Нур Отан»)