Вот чем пахнут отчеты чиновников о стопроцентной готовности объектов образования к наступившему учебному году.
Экономический суд уже вынес решения по двум начальным школам (Лесной и Боскольской) Карабалыкского района «о приостановлении эксплуатации зданий». Читай - о закрытии. Третье дело по Терентьевской школе будет рассматриваться судом в ближайшее время, - об этом нам сообщили в департаменте ЧС по Костанайской области. Там же главный специалист отдела правового обеспечения Канат Ибрашев пояснил причины исков.
Еще в апреле специалисты ЧС проверяли школы области. В Боскольской школе, например, среди нарушений самое грубое — неисправность автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре. То есть, пока ученики или учителя не унюхают дым или огня не увидят, не поймут, что пожар случился. А система сигнализации о пожаре сразу «кричит» сиреной, поэтому у детей и взрослых будет больше времени для того, чтобы убежать из школы. В Лесной школе — печь (на дровах и угле) стоит в самом здании. После изменения в 2011 году некоторых правил пожарной безопасности, это запрещено. Печь должна быть снаружи. Что же касается школы в Терентьевке, то там тоже не работает сигнализация и возле печи нет огнетушителей. Перечисленные нарушения работники ЧС называют грубейшими. За этим словом стоят жизни детей. А за директорами школ — их начальство в районном отделе образования. Над ними областное руководство, которое уже отчиталось о стопроцентной готовности школ к началу учебного года.
Между тем, так и не «почесавшись» с апреля, когда специалисты ЧС указали на нарушения и дали время их устранить до 1 августа, Карабалыкский районный отдел образования оперативно решил вопрос, например, по Терентьевской школе. Но это после того, как клюнул жареный петух и вслед за тем, как директор школы дважды заплатила штраф за пренебрежение к возможности такой опасности, как огонь, тем более в школе с печным отоплением. В этой школе сигнализацию починили - после иска в суд и после 1 сентября. Так говорит директор.
Иск в суд — это уже крайняя мера - если образованные люди предписаний не понимают. С 1 сентября в регионе подано три иска — по вышеупомянутым школам. В 2012 году по огнеопасной теме ЧС подало 17 исков в суд на учреждения образования региона. А в 2011 году — более 100! Это был переломный момент, так считают в Департаменте по ЧС. И после этого в чиновники вдруг обратили внимание на проблему и оперативно нашли деньги на ее решение. Как будет теперь? Если суд не вынесет решение об отсрочке исполнения своего же решения, то как минимум две школы в Карабалыкском районе судоисполнители приедут закрывать. Переезжать ученикам и учителям некуда. Впрочем, как нам сообщили в Департаменте ЧС, еще не было прецедента, чтобы школу закрыли за пренебрежение к пожарной безопасности. Непрерывность учебного процесса ставится властями выше жизни детей (педагогов, кстати, тоже). Великий авось — под парту факты, очевидное и вероятное. Авось...
Чем этот «авось» чреват хорошо помнят, например, в Шуйском районе Жамбылской области. Там во время пожара в сельской школе погиб учитель рисования. Ему было 24 года.
Комментарии
Знание — сила, молчание — золото
Галия Балбаева — директор Терентьевской начальной школы:
- Я по этому вопросу письменно обращалась дважды в отдел образования района. А они в акимат, но безрезультатно. То, что не устранили нарушения было связано с финансированием (видимо его отсутствием, - прим.авт.). Это не моя вина, у школы нет на это денег.
Саяхан Карабекова — директор Лесной начальной школы:
- Я директор только с 1 сентября. А что теперь детей не учить?! Я вообще маленький человек, это вопрос к отделу образования.
Камиль Ибрагимов — начальник отдела образования Карабалыкского района:
- Пишите официальный запрос.
Айнабек Альсеитов — главный специалист отдела обеспечения Управления образования Костанайской области:
- Почему я должен говорить свою фамилию?! Кто вы? (далее после того, как второй раз представился, - прим.авт.). Вы напишите запрос и я буду знать, что это газета звОнит (ударение именно на «О», - прим.авт.), а не кто-нибудь...