В 1956 году там нашли запасы бокситов (сырье для алюминиевых заводов), а через десять лет уже добывали около 20% от общего количества сырья СССР. Так на карте области появился Аркалык. Почему об этом вспомнили?
Пустые дома
В начале этого года на внеочередной сессии Костанайского облмаслихата, утверждавшего комплексный план развития Аркалыка на ближайшие три года, один из депутатов сравнил город с чемоданом, который тяжело нести и жалко бросить. Аркалык дорого обходится областному бюджету, не радуя взамен какими-то экономическими новациями. Но он попал в число моногородов, которым государство готово предоставить целевые трансферты. Конкретно Аркалыку – 1,8 млрд тенге. Правда, это не дар мецената: деньги дадут только под конкретные проекты, обещающие поднять объем промышленного производства и активизировать деятельность малого и среднего бизнеса.
Аркалык сегодня. До процветания еще далеко...
Заместитель акима города Ерлан Теменов не любит слова «депрессивный», но слов из песни не выбросишь: город живет в этом сумрачном состоянии уже не одно десятилетие. Пережил взлеты (это когда он, молодой и ранний, в 20 лет стал областным центром) и падения – когда население с 73 тысяч человек упало до нынешних 28 тысяч. Советник акима области Виктор Мейстер на недавнем совещании сказал, что из всех проблем города на первое место по значимости он бы поставил демонтаж зданий, не подлежащих восстановлению.
Дело в том, что жилая часть города – это небольшой островок в кольце многоэтажных застроек-развалин, которые таращатся на вас пустыми глазницами окон. Жители привыкли, а инвесторы, говорят, побаиваются – весь этот мертвый каменный ужас надо снести, прежде чем что-то строить. Уже нашлись желающие взяться за хлопотное дело, собираясь то ли взорвать, то ли снести бульдозерами 17 домов. Подготовка к этой акции далась нелегко: еще в марте этого года 117 брошенных домов значились в частной собственности, две тысячи квартир находились в юридической очистке – только суд может признать бесхозными таковые и перевести их в разряд коммунальной собственности. Тормоз еще тот: в пик миграции собственники, уезжая, своих новых адресов не оставляли. Как бы то ни было, но по программе развития моногородов к 2015 году Аркалык обязан избавиться от опасного соседства с развалинами.
Былинный герой
Сейчас купить квартиру в Аркалыке не проблема. Из газетных объявлений: 1-комнатная на первом этаже – $8 тыс. Благоустроенная двушка на пятом этаже – $13 тыс. На индивидуальное жилищное строительство подано три десятка заявок. Однако, согласитесь, это еще не экономика. Промышленность представлена лишь предприятиями жизнеобеспечения. Записанные в план социально-экономического развития города опытно-промышленная фабрика по обогащению редкоземельных металлов и комплекс ветроэнергетических установок так и остаются проектами с неопределенной судьбой.
Все это так, но списывать возможности Аркалыка не стоит. Я видел его расцвет, проработав в нем три года. Как написано на одном из правительственных сайтов, Аркалык имеет большое значение для преодоления большого разрыва между Центральным и Западным Казахстаном, формирования общеказахстанской сети дорог. Это своего рода форпост, выдвинутый вглубь засушливых степей. Вокруг этого форпоста, кстати, расположено поле ярового сева в 288 тысяч га и 19 сел. Прибавьте сюда еще 100 тысяч га полей Амангельдинского и Джангельдинского районов, сквозь которые уже прокладывают новую автомагистраль, нацеленную на Жезказган, и в перспективе складывается картина крупного агроцентра с предприятиями переработки сельхозсырья.
В этом плане есть серьезные наметки по развитию животноводства с нынешним появлением в территориальной зоне Аркалыка племхозяйства и откормочной площадки на 3 тыс. голов КРС и созданием сотни рабочих мест. Действующие цеха товарищества «Агроинтерптица» собираются к следующему году поднять за счет модернизации фабрики годовой выход яиц до 300 млн, с соответствующим увеличением до нескольких сотен постоянных рабочих мест. Возможно, с 2017 года начнется сооружение автодороги Астана-Запад, проходящей через Аркалык и Торгай на Мангистау. Не следует забывать и про еще одно строительство – железнодорожного транзитного сообщения Аркалык – Шубаркуль, сокращающего доставку угля в город на 214 км.
Тут вот что надо пояснить. Тема перевода местной ТЭЦ, чьи трубопроводы были рассчитаны на население в 100 тыс. человек, с мазута на угольное топливо ведется с незапамятных времен. В советское время мазут стоил $33 за тонну. Сейчас с учетом транспортировки – $296. Эта цифра оборачивается для бюджета области настоящим потрясением, вырастая за отопительный сезон до 800 млн тенге. Понятно, что строительство новой ТЭЦ – это и новые миллиардные траты, но ведь и дороги, которые выводят Аркалык из географического и экономического тупика, тоже сооружаются в контексте всеказахстанского глобального развития. Этот город, на мой взгляд, как Илья Муромец: 33 года спал, а потом стал былинным героем.