На встрече с костанайскими аграрниками в Фёдоровском районе глава государства ясно дал понять, что мириться с нерациональным использованием земельных ресурсов государство больше не будет.
Снимать сливки
«Перепахали, сливки снимаете, а скот пасти негде…», – большую проблему Нурсултан Назарбаев определил короткой и точной формулировкой. Видимо, её ещё не раз будут цитировать на местном уровне. Например, руководитель управления по земельным отношениям Мереке Дихаев сделал эту фразу опорной в своём докладе на кустовом совещании в Затобольске, посвящённом использованию земельных ресурсов в Костанайском и Алтынсаринском районах. К 1 октября такие мероприятия, с приглашением профильных специалистов и сельских акимов, пройдут во всех районах.
Если каждый «куст» поработает так же обстоятельно, как в Затобольске, то есть надежда, что самая заржавевшая проблема сельских жителей поддастся продуктивным решениям.
Хотя понимаешь, что многие из тех, кто сегодня пытается исправить ситуацию с земельными ресурсами, и сам причастен к тому, что она запуталась, но, надо отдать должное, силы брошены на исполнение поручений главы государства и акима Костанайской области Нуралы Садуакасова. Сливки сняли и масло сбили, но всё-таки точка возврата осталась.
Точка возврата
Механизм изъятия земель, используемых не по назначению или вообще неиспользуемых, должен работать на госпрограммы «Сыбага», «Агробизнес – 2020», «Развитие сельских территорий». Но не только. Аким области Нуралы Садуакасов требует навести порядок с землями, которые принадлежат населённым пунктам. Сколько лет люди жаловались, журналисты писали – и только теперь тема стала острой и важной.
На совещании в Затобольске аким Костанайского района Ахмедбек Ахметжанов сказал главам сёл и сельских округов:
– Вы ждёте бюджет, которым будете распоряжаться, но если не наведёте порядок с землёй, только и сможете, что покрасить заборы и столбы вдоль дороги. А земля – это производственная база. Она даёт продукцию, деньги, социальное благополучие. Людей, которые рвутся к работе, достаточно. Дайте им землю…
Давно прошло время, когда землю брали и для дела, и про запас. Наконец, все поняли, что угодья – ресурс невозобновляемый. Новые хозяева с десятками голов КРС ждут пастбищ и сенокосов. Где их брать? Профильная терринспекция владеет такой информацией.
По данным терринспекции
Приведём только пару цифр, касающихся вышеупомянутых районов. Глава территориальной инспекции Темиржан Тулеубаев сообщил, что по Алтынсаринскому району не используется 61 тыс. га пастбищ, по Костанайскому – 68 тысяч. Пастбища есть, но скот на них не пасётся. А тем временем в экономически развитом Костанайском районе, где население порядка 70 тысяч человек, дефицит пастбищ обостряется – в Майкольском, Озёрном сельских округах, большой спрос на землю в селе Садчиковка и в других пригородных сёлах. Центр области – Костанай и Костанайский район – самые «жадные» на угодья. Пропорционально спросу и нарушения земельного законодательства. «Впрочем, – сказал Темиржан Тулеубаевич, – нарушений хватает и в глубинке – как вольных, так и невольных. Где-то нарушают в корыстных целях, а где– то не знают законов».
Интересно, что сегодня в парламенте рассматривается вопрос об упрощении порядка изъятия земель. По словам Мереке Дихаева, этот порядок был достаточно прост и укладывался в оптимальные сроки, потом их растянули так, что конца тяжбам было не видно. С большой долей уверенности можно предположить, что земельное лобби и в прошлом сыграло роль, и сейчас может воткнуть палки в колёса. Но тогда как работать госпрограммам?
Заместитель акима области Базыл Жакупов не так давно пригласил на большое совещание крестьян и глав ТОО, которые «зажали» угодья – сами не работают и другим не дают. Приглашено было три сотни хозяев – меморандумы о развитии животноводства подписала лишь половина из них.
От меморандума к меморандуму
Меморандум – это своего рода ежовые рукавицы. Хозяйственники, несмотря на то, что сами любят держать кадры и землю в тех самых рукавицах, меморандумы на дух не выносят – они закрепляют ответственность сторон. Землю ведь просто так уже не дают – нужно представить программу действий. Обещаешь снабжать население кормами, обещаешь предоставлять арендованное пастбище с определённого срока частному сектору под выпас – выполняй. Не выполняешь – встанет вопрос об ответственности.
Ошибочно думать, что лишь крупные ТОО захватили землю и нарушают правила. Крестьяне, плоть от плоти народа, на земле тоже нередко «самоуправничают». Мол, моя земля – корова не пройдёт, телега не проедет, муха не пролетит. Там, где акимы хорошо знают законы и не находятся в зависимости от предпринимателей – просить-то часто приходится то одно, то другое – там порядка больше. Уступчивые акимы раздают землю в ущерб населению.
Например, по закону земли из фонда населённого пункта нельзя отдавать в аренду под производственные нужды. Но в Алтынсаринском районе 12 земельных участков общей площадью 2,2 тыс. га незаконно стали пашней, тогда как должны были служить населению. В Костанайском районе так же поступили с 14-ю участками обшей площадью 629 га. Много это или мало? Сегодня малый бизнес рад получить в аренду один гектар – чтобы поставить, например, ферму для кроликов– есть такие примеры.
Надо надеяться, что неиспользуемые гектары не сойдут с повестки дня, а будут принципиально распределяться во всех районах, что каждый гектар станет истинной ценностью. Мы поменяем отношение к земле – и богатые, и особенно, бедные, которые получают реальный шанс включиться в общественную и производственную жизнь.
Всё по закону
История знает немало «перегибов» в земельном вопросе. На совещании в Затобольске ораторы просили строго следовать букве закона, но сами оговаривались, что закон несовершенен. Изъятие земли – крайняя мера, которая, впрочем, должна активно использоваться, если арендатор не намерен заниматься животноводством, кормопроизводством или другим полезным делом. Сельские акимы, приглашённые на совещание, задавали много вопросов: по озёрам, по субаренде, по старым скотопомещениям, к которым сейчас тоже проснулся интерес – уже не для разбора, а реконструкции, чтобы держать в них животных. Надо учесть и то, что в последние годы часть населённых пунктов утратила административный статус, соответственно, и земли надо переоформить.
В октябре, когда пройдут все кустовые совещания, по их итогам разговор будет на восьмом этаже. Было бы здорово транслировать дискуссию в режиме он-лайн, чтобы каждое село получило к ней доступ в Интернете.