Одним из главных политических событий в начале этой недели стала сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ, которая на этот раз проходила в Сочи.
Одновременно диалоги, на самые волнующие темы дня, вели там же главы министерств иностранных дел организации, в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. С последней сессии ОДКБ в Киргизии прошло не так много времени, но российская сторона сочла, что снова есть о чем поговорить. Заявлены были две главных темы: помощь Таджикистану в укреплении таджикско-афганской границы и, конечно, сирийский вопрос. Обе проблемы, безусловно, связаны. Первая уже обсуждалась, но, по– видимому, потребовалось уточнение конкретных деталей, с чем нельзя тянуть. Год 2014, когда большинство американских войск покинет Афганистан, не за горами, и опасность, исходящая в связи с этим для близлежащих к Афганистану стран, многократно увеличивается.
Однако для ОДКБ оказалась горячей и сирийская проблема. Опасность все та же, и ее очень хорошо озвучил, открывая сессию Организации Договора о коллективной безопасности, Президент России Владимир Путин. Он заявил буквально следующее: «Действующие на территории этого государства бандформирования не возникли из ниоткуда и не уйдут в никуда. Проблема «перелива терроризма» из одной страны в другую вполне реальна и может вполне затронуть интересы любой из наших стран». В. Путин даже проиллюстрировал свои слова примером Кении, где «гуляют», совершая кровавые преступления, боевики из другой страны. Вряд ли такие опасения не разделяют страны-участники ОДКБ. Потому что такая реальная угроза действительно существует.
Как отметил там же в Сочи глава российского МИДа Сергей Лавров, «...мы озабочены ситуацией в Сирии, причем не только в свете негативных последствий для всего региона, но и последствий негативного толка для всей системы международного права».
Но был для обсуждения сирийской темы со стороны принимающей стороны и другой посыл. Россия сегодня, как никогда, заинтересована иметь по позиции в Сирии надежных партнеров. Противостояние с США по этому вопросу вряд ли закончилось, несмотря на то, что американские власти и вынуждены были принять предложение Путина установить международный контроль над химоружием Сирии. При этом США даже не пытаются скрыть, что в любой момент готовы вернуться к своим планам боевых действий против этой страны. О том, что обстановка тревожная, говорит и факт обстрела в Дамаске представительства России. Значит, и внутри страны не все готовы поддерживать существующий режим.
Организация Объединенных Наций уже получила все необходимые документы о присоединении Сирии к Конвенции о запрещении химического оружия, и с 14 октября она начнет действовать. Однако исключает ли это напряженность на Ближнем Востоке? Судя по всему, до этого еще далеко. И сегодня Москва и Вашингтон активно ищут для себя союзников. США, понятно, не нравится, что Россия вдруг взяла верх. И так демонстративно. Здесь даже сама Сирия рискует уйти на второй план, на первом – взять реванш. Россия, без всякого сомнения, в этом противостоянии рассчитывает на ОДКБ – один регион и одни угрозы. Не до конца прозрачной остается позиция Китая, большая страна с явными претензиями на будущее лидерство в мире. С одной стороны, Россия и Китай по сирийскому вопросу единодушны. Что на этой неделе, в очередной раз, подтвердили телефонные переговоры глав правительств. С другой, Китай приглашен для переговоров в США и уже принял это предложение. Официально – обсудить экономическое партнерство. Но совсем не исключено, что будут обсуждаться и политические позиции.