При каждом правоохранительном органе в РК Генпрокуратура предлагает создать комиссии по соблюдению конституционных прав граждан. Генпрокурор Асхат Даулбаев считает, что «несмотря на принимаемые меры, ситуация с нарушением основополагающих прав и свобод человека остается в стране напряженной». Продолжают иметь место факты незаконного преследования людей, нарушения прав граждан на личную свободу, на неприкосновенность чести и достоинства личности. Мы обратились к Экспертному совету «КН» с вопросом, вынесенным в заголовок.
«Многое зависит именно от граждан»
Сергей Жалыбин, советник акима Костанайской области, депутат мажилиса в 1997-2007 г.г., профессор, доктор юридических наук:
– Практика показывает, что законопослушные граждане не вовлекаются в орбиту, где требуется вмешательство правозащитников. Но с другой стороны, никто не застрахован от всякого рода обстоятельств. И тогда общественные организации вполне могут оказать действенную помощь. У нас есть подобный опыт борьбы с коррупцией. Судя по многочисленным обращениям, граждане сегодня доверяют общественному совету по борьбе с коррупцией НДП «Нур Отан». Думаю, что уместно реализовать и предложение Генеральной прокуратуры. Пока не уточняется, кто должен входить в состав комиссий, но, однозначно, представители общественности в них должны быть. Необязательно, чтобы эти люди выдвигались партиями, важно, чтобы к ним было доверие. В гражданском обществе, которое мы строим, роль рядовых граждан должна быть столь же значимой, как и людей в погонах.
«У надзорного органа достаточно полномочий и рычагов, чтобы права граждан не ущемлялись»
Тахир Бердимбетов, вице-президент Союза адвокатов РК, кандидат экономических наук:
– Предложение Генерального прокурора надо расценивать в контексте развития демократии в стране. Если, конечно, речь идёт об общественных комиссиях. Но в любом случае, никакая комиссия не заменит официальный орган. Комиссия может принимать заявления от граждан, может проинспектировать содержание заключённых и тому подобное. Но что реально она может сделать? Дать рекомендации по устранению недостатков или нарушений. Это тоже немало, поэтому надо приветствовать инициативу, так как сфера соблюдения прав для нас до сих пор не являлась такой уж актуальной – я говорю о реальном положении дел. Откровенно говоря, правозащитники у официальных инстанций не в чести. Но это одна сторона дела. Другая – в том, что контроль за соблюдением законности во всех сферах жизни – это прерогатива прокуратуры. У надзорного органа достаточно полномочий и рычагов, чтобы заставить все правоохранительные органы работать в соответствии с Конституцией РК.
«Нам нужно вернуть Конституционный суд»
Дмитрий Легкий, член ЦК КНПК, профессор, доктор исторических наук:
– К сожалению, в Казахстане нет Конституционного суда. Напомню, что конституционным законом «О государственной независимости Республики Казахстан» высшим органом судебной защиты Конституции устанавливался Конституционный суд Республики Казахстан, он начал действовать в 1992 году. Были избраны председатель и десять судей. Но 30 августа 1995 года в соответствии с новой Конституцией был учреждён новый орган конституционного надзора – Конституционный совет, а суд был упразднён. И это не лучшее решение, так как в Конституционный совет могут обратиться лишь организации. Рядовые граждане, физические лица такого права не имеют. Но необходимость у граждан в этом есть. Лично я не возражаю против создания комиссий по защите конституционных прав граждан, но я за то, чтобы был Конституционный суд.